Войти / Регистрация

Собор Архангела Михаила

Лот №13
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 800 000 - 900 000 

Начало XIX в., Москва
Дерево, левкас, темпера
40,7 × 34,3 × 2,7 см
Доска из двух частей, с ковчегом. На обороте две врезные встречные шпонки (нижняя утрачена)

Сюжет «Собор архангела Михаила» восходит к иконографии «Собор архангелов», установленной в Византии в IX веке. Иконография сложилась в византийском искусстве в XI–XII веках и представляет собой изображение ангелов, держащих круглую славу-мандорлу с образом Христа Эммануила. Сюжет имеет как теологическое, так и охранительное значение. Его возникновение связывают с античными образами героев-победителей на щитах, которые несли крылатые богини победы. В христианской традиции античная форма наполнилась новым смысловым содержанием: Спас Эммануил своим воплощением победил смерть, а ангелы предстоят Ему как слуги и воины. Таким образом, икона «Собор архангелов» рассматривалась в качестве духовного щита, спасающего от искушений и недугов.
Древнейшая из русских икон на этот сюжет «Собор архангелов Михаила и Гавриила» была создана во второй половине XIII века в Великом Устюге (ГРМ). На ней представлены два архангела в лоратных одеяниях, с зерцалом с изображением Спаса Эммануила в руках. В русской иконописи более позднего времени чаще можно встретить другой, многофигурный вариант композиции, где вместе с Михаилом и Гавриилом представлены и другие ангелы и бесплотные силы.

Редкий сюжет, приемы письма, ориентированные на традиционную икону, подчеркнутое двоеперстие в благословляющем жесте Христа — признаки, свидетельствующие о заказчике иконы из старообрядческой среды.Художник использовал образец, восходящий к памятнику XVII столетия, однако не точно повторял, а скорее свободно интерпретировал композицию, творчески переработал и стилистику этого времени. Интенсивная и одновременно уравновешенная цветовая гамма, отточенное письмо с большим вниманием к мелким деталям, изящные, немного вытянутые по вертикали фигуры святых, графичный рисунок одежд, личное письмо по коричневому санкирю теплыми охрами с яркими белильными высветлениями — стилистические признаки икон, написанных московскими мастерами в начале XIX века.