Войти / Регистрация

Деисус, с избранными святыми

Лот №15
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 1 800 000 - 2 000 000 

Первая треть XIX в., Центральная Россия (?)
Дерево, левкас, темпера
35,5 × 30,6 × 2,5 см
Приобретена в Москве
Реставрирована в 2020–2021 гг.
Доска кипарисовая, из трех частей, без ковчега и шпонок
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 197. С. 92–93 (А. С. Преображенский)

Икона относится к особому типу иконографии Деисуса, часто использовавшемуся в иконописи Нового времени и получившему народное наименование «Седмица». Отличительной чертой таких композиций служит расположение предстоящих вокруг трона Христа. Данная икона — пример усложненного варианта «Седмицы», включающего множество дополнительных фигур. Редкой особенностью памятника является отказ от образов апостолов Петра и Павла, входивших в традиционную семифигурную схему, и коленопреклоненных преподобных (Зосимы и Савватия Соловецких или Сергия Радонежского с Варлаамом Хутынским), нередко присутствующих на подобных иконах. Очевидно, этими персонажами пожертвовали для того, чтобы изобразить на иконе всех важных для заказчика святых — скорее всего, покровителей членов его семьи. Слева от Спасителя изображены священномученик Евгений, епископ Херсонесский, мученица Татиана Римская и праведная Анна; справа от престола — великомученик Димитрий Солунский, праведная Анна Пророчица и мученица Миропия Хиосская. К подножию престола припадают князь Глеб и праведная Елисавета.

Икона, относящаяся к первой трети XIX века и, возможно, написанная по заказу старообрядца-поповца, отличается не только высоким уровнем исполнения, но и крайней оригинальностью стиля, серьезно затрудняющей атрибуцию. Кроме облегченных пропорций фигур, их подвижных поз и эмоционального, почти нервного выражения ликов, памятник выделяют предельная интенсивность цветовой гаммы и ее контрастное сопоставление с изобразительными мотивами, передающими тему света. Мастер смело объединяет синий тон фона и одеяний с насыщенными пятнами травянисто-зеленого, красного, темно-вишневого и малинового цветов, обогащая палитру темно-серыми облаками, которые не только окружают фигуру Господа Саваофа, но и заменяют позем, перенося происходящее в небесные сферы.