Войти / Регистрация

Моление о чаше

Лот №18
Закрытие лота: 07.12.2023
Цена: 960 000
Ставка Логин Время

Вторая четверть XIX в., Тверь или Ярославль (?)
Дерево, левкас, темпера, масло
51,5 × 43,2 × 3,2 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска кипарисовая (?), из трех частей, без ковчега. На обороте две врезные несквозные встречные профилированные дубовые шпонки, слегка сужающиеся, с фасками по краям
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 181. С. 58–59 (М. О. Онуфриенко)

Сюжет «Моление о чаше» хорошо известен византийскому и древнерусскому искусству, но, как правило, встречается в составе развернутых евангельских циклов, присутствующих в рукописях, храмовых росписях и иконных композициях на тему Страстей Господних. Отдельные иконы Моления о чаше встречаются сравнительно редко и относятся уже к Новому времени, распространяясь под влиянием западноевропейского искусства.

Стиль живописи публикуемой иконы необычен. Изображение выполнено поверх прозрачного цветного подмалевка. Живопись многослойная: элементы пейзажа моделированы при помощи прозрачных лессировок, чуть более пастозно написаны высветленные части композиции. Мастер соединил черты академической и традиционной иконописной стилистики. Одежды написаны «по‑иконному», с применением золотопробельной разделки, а в пейзаже, наоборот, заметно желание создать глубокую световоздушную среду и поместить в нее фигуры персонажей, что роднит публикуемую икону и современные ей станковые картины. В письме ликов заметен определенный компромисс: мастер пытался применить светотень и дать головы персонажей в сложном ракурсе, но выполнил эти задачи с помощью привычных приемов иконного письма. Это нашло отражение как в живописной технике (письмо светлой охрой по темному санкирю), так и в характере рисунка.

Образ был написан во второй четверти XIX века, вероятно, в иконописной мастерской старообрядцев-поповцев в Твери или Ярославле или в Санкт-Петербурге, где в это время работали многие выходцы из этих иконописных центров.