Скульптура «Лучник»
Мастерская Мияо Эйсукэ (яп. 宮尾 栄助)
Иокогама, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза; литье, гравировка, золочение, патинирование; дерево, лак (подставка)
Высота: 74 см (с подставкой)
С экспертным заключением
Еще одно великолепное произведение, созданное в мастерской Мияо Эйсукэ. Изображен самурай с луком в одной руке и стрелами в другой. При изготовлении скульптуры использованы различные приемы горячей и холодной обработки металла, полировки и гравировки. Позолоченные рельефные детали декора костюма ярко выделяются на темной патинированной поверхности, чем акцентируют внимание на персонаже и придают его облику особенную торжественность. Скульптура стационарно закреплена на прямоугольной деревянной подставке с четырьмя ножками, украшенной стилизованным изображением дракона, выполненным золотым лаком среди растительных завитков. Атрибуты персонажа — лук и стрелы — выполнены отдельно и включены в композицию.
Произведение относится к так называемым «самурайским сериям» периода Мэйдзи, которые в указанное время вызывали большой интерес на Западе и стали одной из важных составляющих японского экспорта. Они представляли собой галерею образов национальной истории, показывали воинов различных периодов и рангов. Разнообразие типажей и композиционных построений позволяло познакомиться с видами оружия, костюма, приемами владения различными видами мечей, характерными боевыми стойками. Их коллекционировали и выставляли в модных «восточных уголках» или размещали в интерьере для украшения.
Виртуозным моделированием, искусственным тональным патинированием поверхности, а также органичным сочетанием гравированного и рельефного декора, дополненного позолотой, мастера Мияо передавали строение доспехов, которые обычно изготавливались из железных пластин, соединенных шелковыми шнурами. Столь же скрупулезно воссоздавалось многообразие фактуры и орнаментации различных материалов, использованных в экипировке воина (кожи, лака, тканей).
Данная скульптура — яркий пример такого рода. Персонаж произведения — образ самурая, которого, судя по тщательно воспроизведенному обмундированию, можно отнести к воинам периода почти непрерывной феодальной междоусобицы XV — первой половины XVI века. Скульптура изображает лучника, стреляющего босым, и представляет собой собирательный образ легендарных воинов клана Минамото — самых известных самураев Японии. Предание рассказывает о подвиге одного из них — убийстве зловещей птицы, поселившейся на крыше императорского дворца и насылавшей порчу на государя, которую герой подстрелил прямо с веранды, не успев обуться.
Воин одет в доспехи, состоящие из кирасы и латной юбки из пяти клиньев, строение каждого акцентировано не только моделированием, но и позолотой. За пояс заткнут малый меч косигатана (досл. «поясной нож»), оправленный без гарды, а на левом боку к поясу подвешен меч тати. Рядом с мечами подвешена цурумаки — катушка с запасной тетивой для лука. Ниспадающие ниже колен штаны хакама украшены изображением цветов павловнии, поверх доспехов надета накидка хаори, декорированная мифическими птицами Хо-о.