Святые Гурий, Самон и Авив
Начало XVII в., Москва
Дерево, паволока, левкас, темпера
28,7 × 24,5 × 2,5 см
Реставрирована до поступления в собрание
Доска липовая, с двойным ковчегом. На обороте одна врезная левосторонняя шпонка
Известия о мучениках Гурии, Самоне и Авиве восходят к IV веку. Жившие в разное время (III — начало IV веков), они пострадали в одном городе — Эдессе (общий день памяти 15 ноября). Святые часто изображаются вместе на иконах, миниатюрах, в храмовых росписях и прикладном искусстве. Мученики почитаются верующими как хранители домашнего очага, защитники и покровители супружества. На публикуемой иконе представлена традиционная иконография. В облике трех святых подчеркивается разница возраста: старец, средовек и юноша знаменуют собой преемственность поколений верных исповедников христианства. Гурий и Самон облачены в византийские туники и плащи, Авив — в диаконском облачении и с кадильницей в руке.
Отличительной особенностью художественного строя памятника является подвижный, мягкий рисунок складок одежд и силуэтность фигур. В рисунке и живописи ощутимы традиции предшествующего столетия, и в первую очередь черты искусства годуновского периода, что позволяет отнести икону к началу XVII века. Об ориентации на годуновские произведения говорит и монументализм удлиненных фигур с небольшими головами и руками, и изысканность постановки фигур и жестов небольших рук, а также мелкие черты мягко трактованных ликов, плотное письмо и тщательная проработка всех деталей. Высокий уровень исполнения и художественная выразительность указывают на исполнение произведения в одном из крупных художественных центров. Множественные следы от гвоздей на фоне и полях, свидетельствуют о том, что икону украшал басменный оклад.