Кольцо «Маркиз»
Москва, 2023 г
Художник-ювелир Феликс Цирефман
Золото 585 и 375 пробы, серебро 925 пробы, бриллианты; ковка, литье, патинирование, монтировка
Бриллиант огранки «маркиз» — 0,50 кар и бриллианты старой огранки
2,8 × 2,7 × 2,2 см
Клейма: Феликса Цирефмана; пробирные — женская головка в кокошнике, обращенная вправо, с шифром Центральной государственной инспекции — м и пробой — 585; женская головка в кокошнике, обращенная вправо, с шифром — м и пробой — 375; женская головка в кокошнике, обращенная вправо, с шифром — м и пробой — 925
С экспертным геммологическим заключением
Женское кольцо с бриллиантом огранки «маркиз», созданное Феликсом Цирефманом, относится к коллекции, ознаменовавшей новый этап творческих достижений автора в работе с формой и декором предмета, японскими сплавами и патинированием металлов. Оно является одним из тех произведений, которые демонстрируют индивидуальный, необычный и колоритный, стиль художника, а также своеобразные авторские приемы многодельной ручной работы.
Кольцо выполнено в технике ковки, позволяющей запечатлеть в металле каждое прикосновение рук мастера. Форма кольца подобна вспарушенному своду, в центральной части которого расположен бриллиантовый «маркиз», оправленный в серебро. Он окружен орнаментальным ковром из многочисленных разновеликих бриллиантов, оригинальным образом закрепленных в шестиконечных звездах из розового золота. От камней исходит мягкий искрящийся свет, деликатно подчеркивая графический узор.
Феликс Цирефман, в юности работавший огранщиком алмазов на заводе «Кристалл» и прекрасно разбирающийся в эстетических особенностях бриллиантов, отдает предпочтение камням старой огранки, 17‑гранным: «Они выглядят как битое стекло, играют, блестят, но не слишком, не затмевают рисунка, не убивают орнамент». По той же причине художник не любит гладкий полированный металл. Он использует ковку и декоративную патину, технологиями которой блестяще владели японские мастера и которая является серьезной темой исследований и экспериментов Феликса Цирефмана. «Я люблю делать вещи, — говорит мастер, — на которых есть отпечаток времени».
Утонченная художественная архаика, присутствующая в кольце, является результатом сложной конструктивной работы. В одном предмете объединены элементы из серебра и золота. С внешней стороны шинка кольца серебряная, внутри — золотая, как лицевая и оборотная стороны ткани. Серебряный каст с «маркизом» закреплен в орнаментальной части, выполненной из розового золота с камнями, которая, в свою очередь, вмонтирована в серебряный остов предмета. Обаяние образа, идеальная эргономика — все в украшении кажется естественным и гармоничным, созвучным японской эстетике ваби-саби — «скромной простоте».