Войти / Регистрация

Рождество Христово (створка складня)

Лот №5
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 1 800 000 - 2 000 000 

Первая треть XVII в., Москва или Сольвычегодск, строгановский мастер
Дерево, левкас, темпера
21,5 × 18,5 × 2 см
Находилась в частном собрании в Бельгии, затем в Галерее икон Морсинк (Амстердам)
Реставрирована до поступления в собрание
Доска хвойной (?) породы, цельная, с ковчегом. На обороте две врезные несквозные встречные шпонки. Оборотная сторона выкрашена в черный цвет и с отступом от краев обведена белой линией с размещенными внутри, по углам, «пиками», обращенными к центру
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. I. Кат. 31. С. 86–87 (А. С. Преображенский)

На иконе представлен расширенный извод иконографии Рождества Христова, включающий помимо сцены Рождения Христа в вифлеемской пещере следующий ряд эпизодов: Путешествие волхвов за звездой, Явление ангела спящим на поле пастухам, Поклонение волхвов новорожденному Христу и принесение Ему даров, Явление ангела во сне праведному Иосифу Обручнику, Бегство Святого Семейства в Египет, Царь Ирод дает приказ об избиении младенцев, Избиение вифлеемских младенцев и плач их матерей, Спасение праведной Елисаветы с младенцем Иоанном Предтечей в скале, Спасение младенца Нафанаила, Убиение пророка Захарии, отца Иоанна Предтечи, в храме. Сцены расположены не в клеймах, а вписаны в пейзаж.

Усложненный вариант иконографии Рождества Христова с дополнительными эпизодами применялся в восточнохристианском искусстве с XII века, преимущественно встречаясь в храмовых росписях. Начало его распространения в русском иконописании относится к XVI веку, но особенно заметным явлением этот вариант стал в XVII столетии, для которого был типичен интерес к насыщенным композициям, погружающим зрителя в мельчайшие подробности священной истории и комментирующим их с помощью развернутых надписей.

Уверенная, беглая манера письма, определяющая роль графической основы, изысканное сочетание золотых и серебряных деталей, дробность поверхности, усиленная частыми мазками белил на горках и ярким разбеленным охрением личного, делают икону характерным примером того варианта миниатюрной живописи, который культивировался в окружении Строгановых в десятилетия после Смуты. Показательно, что образ был частью складня, — это заставляет вспомнить об устойчивом обычае изготовления подобных предметов по строгановскому заказу. Створка с «Рождеством» является редким для этой группы памятником, сохранившим первоначальное оформление оборота — белую рамку с декоративными мотивами по углам на черном фоне.