Статуэтка «Гилячка»
2018 г., Екатеринбург
Камнерезная мастерская «Тайна кристалла»
Кварцит, ситцевая яшма, аушкульская яшма, мрамор, долерит, кахо лонг, серебро 925 пробы; объемная мозаика
Высота 19 см
В 1907–1917 годах Императорский фарфоровый завод выпустил внушительную серию более чем из семидесяти скульптур, представляющую собой портрет населявших Российскую империю народностей. Приуроченная к 300‑летию дома Романовых (1913), серия за авторством скульптора Павла Каменского с анатомической точностью воспроизводила внешний облик жителей разных уголков страны. Одной из ярких моделей Павла Каменского стала «Гилячка».
Гиляки — старое название нивхов, народа рыболовов и охотников, населявшего бассейн реки Амур. В переводе с китайского или эвенкийского слово «гиляк» звучит поэтично, смысл его — «люди, передвигающиеся при помощи парных весел на больших лодках». Язык гиляков был схож с языками индейцев Северо-Западной Америки, а перепись 1926 года смогла зафиксировать всего 4,5 тысячи представителей этой народности.
Мастера из студии «Тайна кристалла» на основе модели П. Каменского создали камнерезную реплику статуэтки в знаменитой уральской технике «объемной мозаики». Миниатюрная девушка-гилячка одета по‑летнему: платье-рубашка из рыбьей кожи «татуэ» (серый кварцит) ниспадает волнообразными складками, по вороту и обшлагам рукавов оно украшено традиционной вышивкой из красноватой ситцевой яшмы. Мраморное лицо увенчано двумя короткими косами из долерита, а постамент-«проталинка», на котором девушка ждет свою лодку, выполнен из бежевого кварцита.