Рождество Христово
Первая треть XVII в. (с поновлениями первой половины XIX в.), Москва
Дерево, левкас, темпера
31 × 26 × 2,2 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска иконы-врезка выполнена из дерева лиственной породы, цельная, с ковчегом.
На обороте две врезные несквозные встречные дубовые шпонки. Живопись и надписи на полях, золочение на лузге относятся к поновлению первой половины XIX в. В среднике над ангелами и волхвами оставлены участки позднего золочения с надписями
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. I. Кат. 35. С. 94–95 (А. С. Преображенский)
Икона занимает промежуточное положение между традиционными лаконичными сценами Рождества Христова и развернутым вариантом иконографии сюжета. Ее композиция сравнительно проста, однако включает эпизоды, характерные для многосоставных образов праздника, которые появились в XVI веке и часто создавались в XVII столетии.
Икона написана московским мастером эпохи первых Романовых, склонным к геометризации формы и ее резкой графической проработке. Особенностью его почерка является темный серовато-коричневый тон охрений, сочетающийся с контрастными белильными моделировками. Источниками этой манеры являются столичные памятники 1620–1630-х годов — произведения круга Назария Истомина Савина и других придворных иконников. Образ сохранил фрагменты поновительского слоя первой половины XIX столетия, свидетельствующего о его пребывании в старообрядческой среде. Среди относящихся к этому времени надписей на полях есть тексты, перефразирующие кондак Рождества Христова.