Войти / Регистрация

Побиение камнями архидиакона Стефана

Лот №9
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 1 800 000 - 2 000 000 

Середина XVIII в., Москва или Санкт-Петербург
Дерево, левкас, темпера
36,6 × 28,8 × 2,7 см
Приобретена в Лондоне
Реставрирована в 2020 г.
Доска двухслойная, без ковчега и шпонок. Лицевой слой тонкий, неизвестной породы, состоит из четырех частей с горизонтально ориентированными волокнами
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. I. Кат. 96. С. 226–227 (А. С. Преображенский)

Выразительная многолюдная композиция с авторским названием «Образ страдание святаго первомученика и архидиакона Стефана» не имеет аналогий в русской иконописи. Хотя архидиакона Стефана издавна почитали на Руси, сцены его побиения камнями были известны лишь по клеймам немногочисленных житийных икон святого.

Художественные особенности памятника подтверждают датировку серединой XVIII в. и позволяют отнести его ко времени царствования императрицы Елизаветы Петровны. Икона принадлежит к числу выдающихся произведений русской иконописи эпохи зрелого барокко, близких по уровню к работам Василия Василевского (московский иконописец, работал в учрежденной Синодом Изографской конторе) или Михаила Фунтусова (домовый иконописец графа Петра Борисовича Шереметева), но демонстрирует индивидуальный характер авторского почерка. Мастер, чье имя, по всей видимости, содержалось в почти не читаемой надписи на поземе, работал в одной из столиц и исполнял заказы представителей аристократии и высшего духовенства. Ему удалось создать характерную для барокко контрастную и одновременно целостную картину апофеоза главного героя, передав и драматизм момента казни святого, и его триумф, выразившийся в явлении Божества и ангелов.