Набалдашник для трости, в футляре
Москва, вторая половина 1890‑х гг.
Фирма К. Фаберже
Золото, горный хрусталь, алмазы огранки «роза»; эмаль по гильошировке, резьба по камню, вальцовка, монтировка (ручка)
Дерево, шелк, бархат, недрагоценный металл; тиснение, монтировка (футляр)
Длина 9 см; футляр 3,5 × 10,2 × 5,9 см
Клейма: фирмы — «КФ»; двойник Московской городской пробирной палатки: герб города — Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем дракона, обращенный влево, с пробой для изделий из золота — «56»; процарапанный фирменный инвентарный номер — «16099»
Набалдашник для трости из граненого горного хрусталя в оправе из золота с алмазами огранки «роза», выполнен в московской фабрике фирмы К. Фаберже в ранний период деятельности филиала в Первопрестольной столице, который открылся в 1887 году. Производство и продажа украшений, аксессуаров и драгоценной галантереи было важнейшим направлением его деятельности, тем не менее в обоих сохранившихся Прейскурантах фабрики (каталогах с предметами торговли и ценами на них) за 1893 и 1899 гг. представлены только два золотых набалдашника: один «из матового золота, тонкой чеканной работы в стиле Людовика ХVI»1, а другой — «золотой, рифованный с рельефными, чеканной работы гирляндами и с доброкачественным сапфиром»2. В наследии московского филиала драгоценные «набалдашники палок» и ручки зонтиков немногочисленны, поэтому предмет является редкостью своего рода. Гораздо больше изделий этого типа, выполненных петербургскими ювелирами, причем ведущими мастерами придворной фирмы — М. Перхиным, Г. Вигстремом, Э. Коллиным. Выполненная в Москве роскошная ручка — пример виртуозной камнерезной работы и ювелирного мастерства, ни в чем не уступает работам прославленных ювелиров Северной Пальмиры. Набалдашник вырезан из прозрачного горного хрусталя в виде шишки пинии в золотой оправе, покрытой насыщенной по тону оранжевой гильоше-эмалью, имеющей золотые переливы. Дополнительно она декорирована тончайшей трельяжной сеткой, в перекрестьях которой — сверкающие четырехлистники с алмазами огранки «роза». Тонко исполненный, подчеркнуто декоративный набалдашник являет собой выразительный пример элегантного неоклассического стиля, вошедшего в моду во второй половине 1890‑х гг.
Дополнительную ценность предмету придает и наличие подлинного футляра из светлого дерева, с зеленым бархатным ложементом и кремовым шелком на внутренней стороне крышки, на котором золотом вытиснена марка: «К. Фаберже // Москва, С. Петербургъ».
1 Прейскурант К. Фаберже, Москва. М., 1893. С. 19–20, № 77.
2 К. Фаберже, Придворный Поставщик. Золотые, бриллиантовые и серебряные изделия. М., 1899. С. 23–24. № 112.