Войти / Регистрация

Бонбоньерка

Лот №17
Закрытие лота: 07.12.2023
Москва, между 1899 и 1908 г.
Фирма К. Фаберже
Цветное золото, бовенит; выпиловка, чеканка, гравировка, резьба по камню, монтировка
2,5 × 6,3 × 4,7 см
Клейма: фирмы — «К.Ф»; тройник Московского окружного пробирного управления: женская голова в кокошнике, обращенная влево, с пробой для изделий из золота — «56» и инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина — «ИЛ»; знак удостоверения Московского окружного пробирного управления: женская голова в кокошнике, обращенная влево, с инициалами управляющего округа Ивана Лебедкина — «ИЛ»
Бонбоньерка, выточенная из бовенита, в неоклассической оправе из цветного золота имеет клейма московского филиала фирмы К. Фаберже, открытого в 1887 году. На первых порах в торговом зале Фаберже в пассаже Сан-Галли на Кузнецком мосту, продавали, в основном, ювелирные изделия, но затем в нем было открыто отделение серебряных вещей. По мере становления и развития собственной фабрики Карла Фаберже в древней столице, заработавшей в 1890 году, серебряный товар стал все разнообразнее, и к началу ХХ столетия все самые крупные и значительные изделия из серебра выпускались в Москве. При этом изготовление ювелирных украшений не ушло на второй план, доказательством чего служат три прейскуранта московской фабрики: каталоги с предметами торговли, с фотографиями, описаниями и ценами. В двух из них, изданных в 1893 и 1899 годах, в первом, значительном разделе опубликованы кулоны, броши, серьги, кольца, браслеты, запонки и булавки, цепи для карманных часов, а третий прейскурант 1902 года и вовсе посвящен только дамским украшениям.
Среди опубликованных изделий московской фабрики и сохранившихся в ее наследии вещей произведения, в которых самоцветные камни были фоном для ювелирных оправ, как в случае с данной коробочкой и настольным звонком (кат. № 18), единичны. При этом нужно подчеркнуть, что в архивных документах указано, что в составе московской фабрики был гранильный цех. Возможно, речь шла о производимых в нем камнерезных и токарных работах по камню. Так, в прейскуранте 1893 года опубликовано единственное произведение из серии objet d’art в виде «статуэтки, представляющей собой грациозное произведение искусства» колоссальной на тот момент стоимости в 4000 рублей1. Полуфигура мавританки была вырезана из «дымчатого топаза», чаша-раковина над ее головой — из нефрита и подставка — из красного мрамора; все части — в тончайшей золотой оправе с драгоценными камнями. В прейскуранте 1899 года нет столь сложных камнерезных фантазийных произведений, но в нем опубликована «рамка из сибирского камня «орлецъ» с чеканной золоченой отделкой» ценой в 100 рублей2. Известно, что
работавший в московском филиале Оскар Пиль — единственный ювелир, ставивший на изделия свое клеймо-именник, — изготавливал дамские украшения с камнерезными деталями, как например, брошь в виде веточки ландыша с подвижно укрепленными цветками, выточенными из полевого шпата3. Греческому королю Георгу I принадлежа-
ла коробочка работы московской фабрики с корпусом, покрытым белой гильоше-эмалью, и крышкой, вырезанной в виде скарабея из кварца4. Прекрасным образцом камнерезной, ювелирной и эмальерной работы московской фабрики является, безусловно, хрустальный граненый набалдашник для трости в золотой эмальированной оправе из частной московской коллекции (кат. № 16).
Тем не менее приходится констатировать, что бонбоньерка и настольный звонок стоят особняком в потоке сохранившейся продукции московской фабрики.

1 Прейскурант К. Фаберже, Москва. М., 1893. С. 21–22. № 92.
2 К. Фаберже, Придворный Поставщик. Золотые, бриллиантовые и серебряные изделия. М., 1899. С. 23–24. № 112. М., 1899. С. 45–46. № 69.
3 Мунтян Т.Н. Произведения ведущих ювелирных фирм ХIХ — начала ХХ века. Фирма Фаберже. М., 2019. Кат. 47. С. 168–169.
4 Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России / Авт. вступ. ст. и сост. кат. Т. Н. Мунтян. М., 2011. Кат. 176. С. 152.