Рамка с миниатюрным портретом Великой Княгини Анастасии Николаевны
Санкт-Петербург, около 1894 г.
Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин
Мастер-миниатюрист И. Цейнграф
Цветное золото, бовенит, слоновая кость; выпиловка, гравировка, чеканка, резьба по камню, монтировка
8,5 × 7,5 см
Клейма: фирмы — «Фаберже»; мастера — «М.П.»; двойник Санкт-Петербургской городской пробирной палатки: герб города — скрещенные якоря и скипетр с пробой для изделий из золота «56»; знак удостоверения Санкт-Петербургской городской пробирной палатки: герб города — скрещенные якоря и скипетр; процарапанный фирменный инвентарный номер «47736»; подпись на портрете — «Zehngraf»
Рамка для миниатюрного портрета выполнена главным ювелиром фирмы К. Фаберже Михаилом Евлампиевичем Перхиным (1860–1902) в элегантном, рафинированном стиле Louis Seize, к которому художники и ювелиры царской фирмы обращались на протяжении всей ее деятельности. Они использовали характерное для французского ювелирного искусства ХVIII века четырехцветное (quatre couleurs) золото, из которого исполнена изящная гирлянда из роз, незабудок, маргариток и листьев, укрепленная сверху, на поле рамки, вырезанной из светло-зеленого полупрозрачного бовенита. По словам старшего мастера фирмы Ф. П. Бирбаума «полудрагоценные сибирские и иные каменные породы»1, тщательно подобранные по фактуре и цвету, служили идеальным фоном для золотых и серебряных оправ, чему данный предмет являет яркий, показательный пример.
Помимо художественного, рамка имеет и мемориальное значение. В нее вставлен миниатюрный портрет великой княгини Анастасии (Станы) Николаевны (1868–1935) принцессы Черногорской, герцогини Лейхтенбергской. Дочь князя Николы I Негоша, она, закончив Смольный институт в Санкт-Петербурге, в 1889 году вышла замуж за Георгия Максимиллиановича, 6‑го герцога Лейхтенбергского, в 1906 году развелась с ним, а в следующем году сочеталась браком с великим князем Николаем Николаевичем-младшим.
Великолепная миниатюра исполнена в технике акварели на кости знаменитым в Европе датским художником-миниатюристом Иоганнесом Цейнграфом (1857–1908), который писал портреты многих европейских монархов и августейших особ, а также создавал миниатюры для императорских пасхальных яиц фирмы К. Фаберже. Тонкое, изящное письмо портрета прекрасно гармонирует с не менее изысканным оформлением рамки. Помимо форм и мотивов давно ушедшего века художники и мастера фирмы К. Фаберже сумели передать особый, аристократический дух галантной эпохи.
1 История фирмы Фаберже. По воспоминаниям главного мастера фирмы Ф. П. Бирбаума / Публикация Т. Ф. Фаберже и В. В. Скурлова. СПб., 1993. c. 27.