Звонок настольный в футляре
Санкт-Петербург, вторая половина 1890-х гг.
Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин
Цветное золото, серебро, бовенит, алмазы огранки «роза», рубины; выпиловка, гравировка, литье, чеканка, вальцовка, резьба по камню, монтировка (звонок)
Дерево, бархат, шелк, недрагоценный металл; тиснение, монтировка (футляр)
Высота 3,5 см, диаметр 5,8 см; футляр 4 × 9 × 8,5 см
Клейма: фирмы — «Фаберже»; мастера — «М.П»; двойник Санкт-Петербургской городской пробирной палатки: герб города — скрещенные якоря и скипетр с пробой для изделий из золота — «56»; процарапанный фирменный инвентарный номер — «53834»
Настольный звонок из бовенита, с деталями из цветного золота, украшенный драгоценными камнями, является примером вполне утилитарной продукции, появление которой диктовалось практическими запросами своего времени. Так, например, у императрицы Александры Федоровны (супруги императора Николая II) было в ее гостиной три звонка — с жемчужной, брильянтовой и рубиновой кнопками. Один звонок она использовала, чтобы вызывать прислугу, другой — для звонков мужу и, наконец, третий, чтобы звонить в комнаты детей. Когда государыня нажимала на бриллиантовую кнопку, «сейчас же слышались шаги наверху, и дети сбегали по лестнице, ведущей из детской, через ванную государыни в ее кабинет»1. Фирма К. Фаберже производила достаточно большое количество звонков разного вида, но все они (по крайней мере известные нам), помимо практической пользы, привносили в повседневную жизнь изысканное творчество. Представленный на наше описание звонок — яркое тому подтверждение. Он отличается элегантностью своего убранства и многообразием ювелирных техник. Слегка скошенные каменные стенки звонка украшены накладной горизонтальной золотой матовой гирляндой из мелких листочков с рубинами-кабошонами в перекрестьях. Внизу корпус декорирован венком остролистов из золота зеленоватого оттенка, в шести местах крест-накрест перетянутым волнистыми ленточками из красного золота. Верхняя часть увенчана в центре кнопкой звонка из пиковидного бордово-красного кабошона в гладкой оправе, чье густое мягкое сияние эффектно контрастирует со сверканием алмазов, ограненных «розой», в фаден-гризантной закрепке из серебра, образующих вокруг нее тонкий поясок. То, что выделяет данный образец среди предметов такого типа, это изобразительные скульптурные мотивы: корпус звонка утвержден на трех литых дельфинчиках из желтого металла, с красными кабошонами в глазках. Неоклассические узоры вполне гармонично сочетаются с излюбленными в эпоху барокко мотивами, которые служили зачастую постаментами и ножками для причудливых изделий.
Предмет можно датировать с точностью до двух лет. В счетах фирмы среди изделий, выполненных для членов императорской семьи, есть предмет с № 53833 — «чарка сардоликовая», приобретенная великим князем Георгием Александровичем в 1897 году, и «рамка жадеитовая сердцеобразная», с половинчатым жемчугом с № 53835, за которую заплатили царь Николай II и его супруга Александра Федоровна в июле 1896 г.2
Как видно, все три предмета, включая данный звонок, выполнены приблизительно в одно время и пронумерованы, следуя друг за другом.
Предмет помещен в подлинный деревянный футляр с бархатным ложементом с атласным кремовым шелком на крышке внутри, с тисненой золотом фирменной маркой: «Фаберже / Стъ Петербургъ /Москва» под государственным гербом.
1 Николай Второй: Воспоминания. Дневники / Вступ. ст., сост., примеч. и подгот. текста Б. В. Ананьича, Р. Ш. Ганелина. СПб., 1994. С. 180.
2 Государственный музей-заповедник «Павловск». Полный каталог коллекций. Том IХ. Изделия фирмы Фаберже конца ХIХ — начала ХХ века. Особая кладовая. Выпуск I. С. 159, 195.