Скульптура «Бодхитсаттва Авалокитешвара Падмапани»
Мастерская Дзанабадзара
Монголия, конец XVII — начало XVIII века
Бронза, литье, золочение, следы пигмента черного цвета на волосистой части головы
22,5 х 18 х 12 см; вес 1875,5 г
Скульптура бодхисаттвы Авалокитешвара1 Падмапани2, восседающего в ваджрной3 позе, изготовлена из бронзы методом художественного литья, позолочена горячим способом, имеет следы пигмента черного цвета на волосистой части головы. Бодхисаттва — это тот, кто достиг высшего духовного развития, подобного состоянию Будды, но не уходит в нирвану, а продолжает возрождаться в сансарном колесе бытия для оказания помощи страдающим живым существам. Бодхисаттва Авалокитешвара — олицетворение универсального милосердия и безмерного сострадания, один из самых почитаемых и популярных персонажей в пантеоне Махаяны и Ваджраяны.
У бодхисаттвы один лик, две руки, правая рука в жесте дарования блага (варада мудра), левой рукой на уровне груди он удерживает стебель лотоса, бутон которого расположен над плечом божества. Волосы убраны на ушнише4 в высокий узел, увенчанный драгоценностью и перетянутый жемчужными нитями. У него 8 украшений бодхисаттвы: на голове — пятилепестковая диадема, подвязанная лентами, концы ее развеваются за ушами и образуют магическую защиту головы и шеи вместе с большими серьгами на ушах; на шее — колье с подвеской и длинное ожерелье, пояс йогина в виде жемчужной нити переброшен через левое плечо на правое бедро; изящные браслеты на запястьях, предплечьях и щиколотках имеют небольшие вставки пальметки. Тончайшие шелковые одеяния не скрывают атлетическую фигуру с широкими плечами и узким станом, нижняя часть одеяния, юбка-дхоти, украшена гравированным узором из круглых элементов, подпоясана кушаком, завязанным сзади. Верхняя часть, накидка, узким шарфом перекинута через левое плечо, мягкими волнами спускается по бедрам и свисает концами по двум сторонам лотосового постамента.
Постамент в виде сдвоенных симметричных лотосов, перетянутых посредине, прямой спереди и полукруглый сзади. Характерная для стиля Дзанабазара форма лепестков лотоса напоминает чешуйки кедровой шишки (монг. самар дэлбэ). Нижний край постамента укреплен широким обручем с гравировкой ромбообразным узором, под ним жемчужная нить и еще один скругленный обруч. Жемчужной нитью также украшен верхний край постамента. Донная крышка отсутствует. Вложений нет.
Образ и культовая практика бодхисаттвы Авалокитешвары занимает значительное место в творчестве Дзанабазара (1635–1723) и буддийском ритуале в Монголии. На сегодня известно несколько форм Бодхисаттвы Авалокитешвары, связанных с художественным наследием Дзанабазара, в живописном и пластическом исполнении. 12 бронзовых золоченых скульптур хранится в Музее-дворце Богдо-хана в Улан-Баторе, Монголия. Из них две выполнены самим Дзанабазаром, остальные произведения относятся к школе Дзанабазара. Таким образом, представленная скульптура сидящего Авалокитешвары Падмапани является пока единственным известным пластическим изображением данной формы божества в моделировке Дзанабазара.
1 Авалокитешвара (санскр. avalokiteśvara, тиб. spyan ras gzigs dbang phyug, монг. aryabalo, qonsim bodi saduv-a — взирающий глазами сострадания.
2 Падмапани (санскр. padmapāṇi, тиб. padma’i phyag — держащий лотос) — одна из форм бодхисаттвы Авалокитешвары, представлена в тонком проявлении самбхогакайя (теле блаженства, которое могут видеть только опытные йогины).
3 Ваджрапарьянка асана.
4 Ушниша — выпуклость на макушке головы Будды, тридцать второй из 32 основных знаков Будды. В палийских писаниях считается короной Будды, символом его Просветления и восхождения на трон.