Войти / Регистрация

Парные вазы с изображением птиц

Лот №220
Закрытие лота: 23.05.2024
Эстимейт: 3 000 000 - 4 000 000 

Компания «Кирю Косё Кайся» (яп. 起立工商会社)
Япония, Токио, 1873–1891 года
Бронза, золото, сплавы; литье, инкрустирование, патинирование
Высота 29,5 см
С экспертным заключением

Вазы овоидной формы с узкой ножкой, имеющей сильное расширение книзу, с горлом-раструбом выполнены из бронзы в технике литья и украшены в стиле иро-э1. С помощью инкрустаций в технике такадзоган («высокий рельеф») золотом, серебром, медью и сплавами сякудо и сибуити созданы композиции в традиционном японском жанре ка-тё («цветы и птицы») на тему осень: натуралистичное изображение дроздов на фоне осенних ольхи и акации. Оплечье ваз украшено пояском инкрустации золота в технике хирадзоган («плоский рельеф») — стилизованным изображением орнамента хосогэ-каракуса-мон (древняя цветочная арабеска с вымышленным цветком, в обрамлении завитков травы каракуса «китайская трава»).

Реклама компании Кирю Косё Кайся
Открытка-реклама компании «Кирю Косё Кайся». 1880‑е. Библиотека университета Васэда, Токио

На дне ваз имеется марка известной компании «Кирю Косё Кайся» (яп. 起立工商会社) — шесть иероглифов с фирменным знаком, изображающим две перекрещенные горы. «Кирю Косё Кайся» (яп. досл. «Компания по продвижению торговли ремеслами») была сформирована японским правительством Мэйдзи в 1873 году, после грандиозного успеха японских декоративно-прикладных произведений на Международной выставке в Вене этого года. Компания была призвана выступать в качестве агента правительства Японии по экспорту произведений искусства и просуществовала до 1891 года.

На компанию «Кирю Косё Кайся», которая контролировалась Выставочным комитетом при правительстве Мэйдзи, работали лучшие мастера и художники того времени. Помимо трех собственных мастерских в Токио, где создавались для участия в международных выставках произведения высочайшего качества из металлов, керамики и лаков, «Кирю Косё Кайся» имела галереи в Нью-Йорке и Париже, где продавала произведения, взятые на реализацию у многих известных мастеров. Одним из самых значимых мастеров, работавших на компанию и имевших большое количество подмастерьев, был Судзуки Тёкити (яп. 鈴木 長吉, 1848–1919), подписывающий свои произведения псевдонимом Како (яп. 嘉幸). Многие бронзовые произведения, имевшие лишь печать компании «Кирю Косё Кайся» и находящиеся в известных музеях мира, таких как Музей Виктории и Альберта, музей МОМАТ в Токио и других, были выполнены именно этим мастером.

Сюжет ваз символичен и имеет благопожелательный подтекст. По японским поверьям, изображение пары птиц на каком-либо предмете в доме считается благоприятным для семейных отношений.

Аналогии:

1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. I. London: The Kibo Foundation, 1995. No 1–6.

2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Том 2. СПб.: Чистый лист, 2016. No 1–5.

3. За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили. Музеи Московского Кремля: 2017. Стр. 29, 30, 57, 138, 139.


1 Иро-э (букв. «картина красками») — термин, применяемый к изделиям из металла, керамики и лака с богатой цветовой палитрой. В металлообработке термин иро‑э означает произведение, в котором цветовая гамма достигается при использовании различных техник и разных цветных металлов, в первую очередь золота и серебра, а также всевозможных с ними сплавов, инкрустированных в поверхность.