Войти / Регистрация

Ваза с изображением нарциссов и растения ябукодзи

Лот №227
Закрытие лота: 23.05.2024 в 19:47
Стартовая цена: 2 400 000
Ставка Логин Время

Мастерская Андо (яп. 安藤)
Япония, Нагоя, поздний период Мэйдзи (1868–1912)
Медный сплав, серебро, эмали
Высота 30,5 см
С экспертным заключением

Произведение представляет собой вазу, созданную из медного сплава в форме овоида с округлым валиком вокруг устья и полностью покрытую нежной зеленой полупрозрачной эмалью. Декором вазы является изображение цветущих нарциссов и растений с красными ягодами ябукодзи (ардизия японская), выполненных в технике перегородчатой эмали (яп. юсэн-сиппо) с использованием серебряных перегородок различной толщины. Устье и донце окантованы серебряными кантами.

На донце произведения — инкрустированная марка с тремя иероглифами «安藤製» (Андо сэй), заключенными в овал, означающая, что произведение выполнено в одной из лучших эмалевых студий периода Мэйдзи — мастерской Андо (яп. 安藤), основанной в Нагоя в 1880 году братьями Андо Дзюдзаэмоном и Андо Дзюбэем и ставшей в 1900 году официальным поставщиком эмалевых произведений Японского Императорского дома. Сейчас музеи эмалей Андо в Токио, Нагое и Осаке включены в список местных достопримечательностей.

Изящные и совершенные произведения марки Андо получили международную известность с того времени, как были впервые показаны на Чикагской Выставке в 1893 году. И далее практически на всех основных международных выставках, где выставлялись изделия Андо, они не оставались без внимания и получили множество призов, медалей и дипломов. Вот лишь малая часть наград, полученных студией Андо: почетные призы на выставках в Париже в 1900 году и Глазго в 1901-м; серебряная медаль на Пятой международной выставке в Осаке в 1903 году; главный почетный приз на выставке в Сент-Луисе в 1904 году; главные призы на выставках в Льеже в 1905 году и Милане в 1906-м; золотые медали выставок в Лондоне в 1911 году и Сан-Диего в 1915-м.

Изображенные на вазе нарциссы суисэн и ягоды ябукодзи — японские символы ранней весны. Хотя нарцисс цветет с позднего декабря по февраль, он символизирует раннюю весну и красавицы гейши носят шпильки с его цветами в марте. В Японию нарцисс попал из Китая в 1300 годах. Китайские названия отражали его небесное происхождение: «райский», «звездный».

Растение ябукодзи (ардизия японская) — одно из любимых японцами садовых растений, стоивших баснословных денег в конце периода Мэйдзи и в период Тайсё (1912–1926). Это небольшой вечнозеленый кустарник около 20 см высотой. В июле на кончиках ветвей появляются около пяти белых цветков, скрытых под листьями, а плоды созревают до красного цвета в ноябре и сохраняются примерно до апреля. У растения имеется еще одно название — «Манрё» (яп. 万両), что в переводе с японского означает «Десять тысяч монет». Из-за такого имени садовое растение или выращенное в горшочке являлось ярким благопожелательным символом и до сих пор является неизменным в Японии новогодним украшением, желающим обладателю денежного благосостояния.

Ваза отличается великолепной сохранностью, имеет оригинальную деревянную коробку для хранения с маркой студии и демонстрирует высокий уровень всемирно известной мастерской Андо.

Аналогии:

1. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 2. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 50–66.

2. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. III. London: The Kibo Foundation, 1995. No 37–57.

3. Irvine G. Japanese Cloisonné Enamels. London: V & A Publishing, 2011. No 44–51, 60–73.

4. За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили. Музеи Московского Кремля: 2017. Стр. 3, 4, 250, 251, 255.

5. Эмали мира. 1700–2000. Из коллекции Халили. Каталог выставки 8 декабря 2009–14 марта 2010 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2010. Стр. 81.