Войти / Регистрация

Парные вазы с изображением хризантем

Лот №231
Закрытие лота: 23.05.2024
Эстимейт: 1 800 000 - 2 000 000 

Мастерская Хаяси Кодэндзи (атриб.) (яп. 林小伝治)
Япония, Нагоя, поздний период Мэйдзи (1868–1912) — период Тайсё (1912–1926)
Медный сплав, серебро, эмали
Высота 30,7 см
С экспертным заключением

Парные вазы в форме овоидов декорированы в технике перегородчатой эмали юсэн-сиппо. Окантовки устья и донца выполнены из серебра, перегородки для клуазонов — серебряная проволока различной толщины. На глубоком черно-синем фоне изображены разнообразные хризантемы.

Художественное решение, искусная трактовка изображения, а также техника декорирования произведения близки стилю мастера Хаяси Кодэндзи (яп. 林小伝治, 1831–1915) из Овари (совр. префектура Аити). Кодэндзи начал изучать технику перегородчатых эмалей в 1861 году, под руководством знаменитого Хаяси Сёгоро (яп. 林庄五郎,? — 1896). Впоследствии, взяв имя «Хаяси», чтобы подчеркнуть уважение к учителю (как было принято у японских мастеров), он открыл собственное производство и успешно работал на внутренний рынок и на экспорт в течение всего периода Мэйдзи. В 1887 году Кодэндзи стал основателем, а затем главой гильдии мастеров по эмали — Сиппо-кумиаи. В 1894 году он открыл школу, где обучали эмальерному делу, просуществовавшую до 1907 года. Эта школа внесла значительные изменения в складывавшуюся веками традиционную систему «мастер — ученик» и демонстрировала, как быстро и активно развивалось новое японское декоративно-прикладное искусство в период Мэйдзи.

Работы Кодэндзи были удостоены наград на международных выставках в Нюрнберге в 1885 году (серебряная медаль), в Париже в 1889-м (серебряная медаль), в Чикаго в 1893-м, в Сент-Луисе в 1904-м (золотая медаль), в Льеже в 1905-м (почетный приз). В 1902 году в Японии мастер получил престижную награду — медаль Зеленой ленты1. В настоящее время работы мастера Хаяси Кодэндзи украшают Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и другие крупнейшие сокровищницы мира.

Аналогии:

1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. III. London: The Kibo Foundation, 1995. No 60–64.

2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 2. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 67–83.

3. За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили. Музеи Московского Кремля: 2017. Стр. 114, 115, 232, 233.

4. Irvine G. Japanese Cloisonné Enamels. London: V & A Publishing, 2011. No 19–24.


1 Fredric T. Schneider. The Art of Japanese Cloisonne Enamel: History, Techniques and Artists, 1600 to the Present / Jefferson, N. Carolina: McFarland, — 2010. Р. 25.