Войти / Регистрация

Курительница с крышкой в стиле Кё-Сацума

Лот №236
Закрытие лота: 23.05.2024 в 19:56
Стартовая цена: 800 000
Ставка Логин Время

Мастерская Кинкодзан (яп. 錦光山), художник Содзан (яп. 素山)
Япония, Киото, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса; надглазурная полихромная живопись железными красками, эмалями и золотом
Высота 11 см

Небольшая керамическая курильница с крышкой луковичной формы с четырьмя мягкими долями, каждая из которых оканчивается небольшой ножкой, украшена росписью железными красками, полихромными эмалями и позолотой по кракелированной поверхности кремовой глазури. По всей окружности тулова изображена многофигурная процессия даймё-гёрэцу («выезд князя») — реалии периода Эдо (1600–1868), один из любимых изобразительных сюжетов японских мастеров. По законам, действующим в те времена, все владельцы феодальных поместий (даймё) обязаны были ежегодно или раз в два года выезжать из своей вотчины и являться ко двору сёгуна (военного правителя) в полном параде вместе с целой свитой вассалов и оставаться там на полгода для демонстрации лояльности властям. После этого они с той же торжественностью отравлялись обратно, оставляя в заложниках членов своей семьи. Парадный кортеж иногда растягивался на много километров. Между даймё даже существовала конкуренция — чье шествие более пышное и богатое, поэтому в определенные периоды на подходах к Эдо было просто не протолкнуться.

На донце курильницы имеется печать мастерской Кинкодзан — выполненные золотом четыре иероглифа «錦光山造» (Кинко: дзан дзо:), вписанные в квадрат. Рядом имеется подпись художника Содзан (яп. 素山), непосредственно расписавшего данное произведений.

Род гончаров Кинкодзан был основан в середине XVII века в районе Авата города Киото. Первым мастером из династии, обратившимся к предметам стиля сацума, которые стремительно набирали свою популярность к концу XIX века, был Кинкодзан Собэй VI (1824–1884). Его сын и наследник Кинкодзан VII (1867–1927) развил стиль своего отца, получивший впоследствии название кё-сацума — «киотская сацума». Он значительно расширил производство, сделав мастерскую одной из крупнейших в Киото вплоть до закрытия после его кончины в 1927 году.

Мастерская Кинкодзан широко известна во всем мире. Ее произведения находятся в крупных музеях мира: в Токийском Национальном музее, в Киотском музее современного искусства, в Британском музее, в Государственном Эрмитаже и др. В известных частных собраниях: в коллекции японского искусства Семейного Траста Кибо, основанного профессором Нассер Халили (Nasser D. Khalili) — знаменитым британским миллиардером и меценатом иранского происхождения, в коллекции Мурата Масаюки — куратора и владельца музея «Киёмидзу Саннэндзака Бидзюцукан» в г. Киото, экспонирующего произведения декоративного искусства конца периода Эдо — периода Мэйдзи и др.

Содзан — самый известный мастер росписи, работавший в мастерской Кинкодзан в период расцвета экспорта керамики сацума, в конце XIX века. До нас дошли некоторые уникальные произведения, подписанные одновременно именами мастерской Кинкодзана и художника Содзана. Как мастер росписи, Содзан еще в то время получил очень высокую оценку заграницей. Сейчас произведения «Кинкодзан, Содзан» являются самыми ценными и желанными среди коллекционеров, собирающих высококлассную керамику.

Аналогии:

1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan, Volume V, Earthenware, Part II. London: The Kibo Foundation, 1995. № 162, 168.

2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Том 4. СПб.: Чистый лист, 2016. № 52.