Исаак Израилевич Бродский «Горный пейза»
Исаак Израилевич Бродский (1883–1939)
1910-е гг.
Дерево, масло
26 × 37 см; в раме — 60 × 71,5 см
Справа внизу подпись: И. Бродскiй
Провенанс: частная коллекция, Москва
Экспертное заключение ГТГ
Пейзаж исполнен И. И. Бродским вскоре после возвращения из пенсионерской поездки. Его можно отнести к числу натурных работ художника, сохраняющих академический принцип построения композиции с четким делением на планы и отличающихся изысканностью колорита, построенного на сочетании серых, зеленых, голубых, холодно-охристых тонов. Работа близка стилистике модерна и имеет аналогии с некоторыми произведениями И. И. Бродского 1910-х годов.
Примеры раннего, а тем более пейзажного, творчества знаменитого русского художника, создавшего канонические образы советских вождей — В. И. Ленина и И. В. Сталина, не так хорошо известны широкой публике. Достаточно редко встречаются они и на российских и мировых аукционах. Поэтому появление ранней пейзажной работы И. И. Бродского на публичных торгах можно считать заметным событием на отечественном художественном рынке.
- Исаак Израилевич Бродский (1883, Софиевка, Таврическая губерния — 1939, Ленинград) — живописец, график, художник театра, литограф. Портретист, пейзажист, жанрист, автор картин на исторические сюжеты. Родился в семье мелкого торговца. Учился в Одесском художественном училище (1896–1902) у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского и Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1902–1908) у П. С. Мясоедова, Я. Ф. Ционглинского и И. Е. Репина. В 1908 году за картину «Тёплый день» и портрет Л. М. Бродской удостоен ИАХ звания художника и права на пенсионерскую поездку за границу. В 1909–1911 годах находился в пенсионерской поездке в Германии, Франции, Италии и Испании, на острове Капри жил у А. М. Горького. Экспонент всемирных и международных выставок в Риме (1911), Мюнхене (1913), Копенгагене (1929, 1933, 1934, 1936), Венеции (1932, 1934), Варшаве (1933), Осло (1936), Софии (1936), Шанхае (1936), Париже (1937) и Лондоне (1938). Член Общины художников, Общества художников имени А. И. Куинджи, Союза русских художников, Товарищества южнорусских художников, Еврейского общества поощрения художеств, группы «Шестнадцать», Ассоциации художников революционной России, Общества художников имени И. Е. Репина, Общества живописцев и Ленинградской организации рабочих-художников. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1932–1939). Директор Всероссийской Академии художеств (1934–1939). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Автор воспоминаний «Мой творческий путь». Один из основоположников живописи социалистического реализма. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном центральном музее современной истории России, Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств и других собраниях.