Войти / Регистрация

Окимоно «Старик с мальчиком и тыквенной лозой с плодами»

Лот №106
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 2 000 000 - выше  

Мастер Маки Тоситака (яп. 牧 俊高, 1879–1940)
Токио, вторая половина периода Мэйдзи (1868–1912) — период Тайсё (1912–1926)
Cлоновая кость; резьба, гравировка, полировка
Высота 37 см
С экспертным заключением

Произведение изображает пожилого крестьянина с мальчиком. Одной рукой крестьянин придерживает лозу с плодами тыквы-горлянки хётан, другой гладит мальчика по голове. Любопытный ребенок схватил мужчину за подол накидки хантэн и с нетерпением тянется к тыкве.

Плоды хётан (лагенария обыкновенная) известны в литературе как бутылочная тыква или тыква-горлянка. Богатую витаминами молодую тыкву можно употреблять в пищу. Однако популярность во всем мире она получила не за вкусовые свойства, а за возможность использовать ее зрелые высушенные плоды в качестве контейнеров. Формы и размеры плодов были самыми разными, поэтому они могли служить бутылями и кувшинами. В такой легкой, прочной и долговечной посуде хранили воду, вино и даже продукты, а в Японии небольшие по размеру тыквы использовали еще и для хранения лекарств. Вероятно, именно поэтому тыква-горлянка до сих пор считается символом крепкого здоровья. Японцы верят, что такой оберег способен защитить своего хозяина от болезней и хворей.

На дне подставки имеется гравированная квадратная печать, тонированная киноварью. Два стилизованных печатных иероглифа «俊高» читаются как «Тосиака» или «Сюнко». Это подпись мастера Маки Тоситака (яп. 牧 俊高, 1879–1940), активного члена Токийской ассоциации скульпторов с 1904 по 1922 год. Мастер известен своими работами по слоновой кости и дереву. Он был постоянным участником японских выставок того времени.

Основатели Токийской школы изящных искусств
Основатели и первые преподаватели Токийской школы изящных искусств. Слева направо: Кано Нацуо, Такамура Коун, Курокава Маёри, Окакура Тэнсин, Хасимото Гахо. Фотография, фрагмент, 1890‑е гг.

Произведение выполнено из крупного цельного куска слоновой кости высочайшего качества токата и относится к так называемому стилю «токийской школы». Токийская школа изобразительных искусств была основана решением правительства Мэйдзи в 1887 году. У истоков образования школы стояли сторонники сохранения традиционной культуры Японии. Школа пользовалась государственной поддержкой, за счет которой многие известные мастера периода Мэйдзи получили возможность читать лекции и вести практические занятия. Именно с мастерами, возглавившими Токийскую школу изобразительных искусств, связывают расцвет японской декоративной пластики в период Мэйдзи. Все они вышли из среды профессиональных резчиков и преподавали скульптуру. В результате молодое поколение мастеров-скульпторов получило не только возможность осваивать традиционные секреты производства, но и применять новые технологии при изготовлении декоративных предметов.

Несмотря на то, что до нашего времени дошли разнообразные изображения японских персонажей, выполненных в эпоху Мэйдзи, данный образец выделяется мастерством исполнения и творческой индивидуальностью мастера. Произведение выполнено очень натуралистично, на высоком художественном и технологическом уровне, имеет историко-художественное и коллекционное значение.