Скульптура божества Хотэя с мешком богатства
Мастер Канамори Моримицу (яп. 金森盛光)
Япония, конец периода Мэйдзи (1868–1912) — период Тайсё (1912–1926)
Бронза; литье, гравировка, патинирование
Высота 33,5 см
С экспертным заключением
Скульптура, изображающая смеющегося бога счастья Хотэя, создана из бронзы в технике литья, подвергнута дополнительной художественной обработке: гравировке, полировке и патинированию. Посох является отдельным вставным элементом.
Хотэй — улыбающийся толстяк, одетый в монашеское одеяние, небрежно наброшенное на плечи. К посоху, закинутому на плечо, привязан большой мешок, символизирующий богатство, как и огромный живот божества. Хотэй всегда бос, его тучное тело — воплощение жизненной силы ци, а высокий лоб и длинные мочки ушей — признаки великой мудрости.
Считается, что Хотэй предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. Прототип Хотэя — китайский буддийский монах по имени Бу-дай хэ-шан, буквально — «монах с мешком», который, в свою очередь, отождествляется с деятелем буддизма Ци-цы (X век). Ци-цы прославился предсказаниями счастливых знамений и считался земным воплощением Будды Майтрея. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходили удача, здоровье и благосостояние. Пришествие Будды Майтреи понималось как упорядочение Вселенной и достижение мировой гармонии. Именно поэтому в народном сознании Хотэй был связан с процветанием, благополучием и беззаботным существованием. В XVII веке в Японии он стал одним из Семи богов счастья.
На обратной стороне произведения выгравированы два иероглифа «盛光», читающиеся как «Моримицу». Ниже стоит као — личная подпись мастера. Это имя и подпись известного скульптора-литейщика Канамори Моримицу (яп. 金森盛光), работавшего в Японии в начале XX века и создавшего прекрасные литые произведения из бронзы, изображающие японских божеств и животных.
Произведение демонстрирует высокое мастерство декоративной работы по металлу и выполнено на высоком художественном и технологическом уровне. Скульптором проработаны мельчайшие элементы произведения, уделено большое вниманием деталям.