Курильница с изображением новогодних символов
Мастер Кома Ясутада (яп. 古満安匡)
Япония, конец периода Эдо (1600–1868)
Лаки маки-э, серебро, медь
Высота 8,5 см. Диаметр 13,5 см
Уникальный образец изящного японского искусства представляет собой декоративную курильницу для сухих благовоний — небольшой сосуд шарообразной формы на трех ножках, декорированный японскими лаками маки-э и увенчанный резной серебряной крышкой. По сей день считается, что техника японского лака демонстрирует самое изысканное мастерство среди прикладных искусств всего мира.
Япония — страна с чрезвычайно высокой влажностью, и первоначально лак использовали не столько для декора, сколько для защиты вещей. Лак наносили на кожу, камень, бамбук, керамику, бумагу, металлы и дерево. Основные техники по работе с лаком японцы заимствовали из Китая, но переосмыслили их, придав им «японское» звучание — сдержанную элегантность, популярную в японских аристократических кругах. Техника маки-э («разбрызганный лак») состояла в том, что на лак насыпался золотой и серебряный порошок. Она приобрела популярность начиная с VIII–IX веков. Распространенными сюжетами для лакированных изделий были изображения времен года, поэтические мотивы, цветы и птицы.
Курильница декорирована новогодней тематикой — веточками папоротника и сосны, листьями сливы и бамбука, цветами персика, а также украшениями симэкадзари, подвешиваемыми над дверным проемом для привлечения удачи и отпугивания от семейного очага злых духов.
Набор новогодних растений имеет яркое символическое значение. Хвоя сосны олицетворяет постоянство, твердость, пожелания здоровья, благоденствия, мужества и моральной стойкости. Папоротник ассоциируется с преображением, так как он может пережить длительные периоды засухи, после чего возрождается при первом же дожде, также он символизирует удачу, богатство и жизненную силу. Бамбук — символ стремительного роста, преуспевания и достатка. Цветы персикового дерева — традиционный символ жизнестойкости, бессмертия. В конце декабря — первой половине января все эти растения, перевязанные соломенной веревкой симэнава, ограждающей от злых духов, выставляются на улице перед воротами, входом в дом или квартиру, или же подвешиваются на двери домов, являясь приветствием Нового года.
На донце курильницы золотым лаком написаны иероглифы «古満安匡作», что переводится с японского как «сделано Комой Ясутада». Кома Ясутада — один из ярких представителей школы Кома. Наличие на произведении подписи мастера школы Кома означает, что оно будет отличаться от других лаковых предметов изысканностью и утонченностью, деликатной красотой и великолепной росписью. Мастера школы Кома — выходцы из провинции Ямасиро (сейчас соответствует южной части префектуры Киото) — создавали произведения маки-э под патронажем сёгунов Токугава с 1636 года. Это были традиционные для своего времени инро (коробочки для мелочей, таких как лекарства или личная печать), коробки для письменных принадлежностей и бумаги, наборы чашечек для саке, курильницы для благовоний и т. д. Генеалогия семьи Кома известна в деталях, но в биографиях мастеров существует много противоречащих моментов. Исторические записи о мастерах школы были уничтожены пожарами и отредактированы уже позже, поэтому вполне вероятно, что информация была искажена.
Произведение выполнено на высочайшем художественным и технологическом уровне, находится в прекрасной сохранности, имеет высокое историко-художественное и коллекционное значение.