Войти / Регистрация

Десертный прибор (нож, вилка, ложка) из Лондонского сервиза

Лот №201
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 300 000 - выше  

Лондон, 1845–1846 гг.; Санкт-Петербург, 1847–1848 гг.
Мастер Д. У. Адамс; фирма «Никольс и Плинке», мастер И. Ф. Фальк
Серебро; литье, чеканка, резьба, золочение
Нож: длина 21,5 см; вилка: длина 19,5 см; ложка: длина 19,3 см
Клейма на вилке (английские): мастера — «GA»; городское — голова леопарда; годовое — «K»; налоговое — голова королевы Виктории, обращенная влево; пробы — шагающий лев
Клейма на ноже и ложке (российские): фирмы — «N&P»; мастера — «IFF»; городское — два скрещенных якоря и скипетр; пробирного мастера Д. И. Тверского — «Д∙Т» над датой «1847» и «Д∙Т» над датой «1848»; пробы — «84»
Публикации: Фелькерзам А. Е. Описи серебра Двора Его Императорского Величества. Т. II. СПб., 1907. С. 180–201

Десертный прибор состоит из трех предметов — ножа, вилки и ложки, и является частью Лондонского сервиза, заказанного императором Николаем I во время его пребывания в Великобритании летом 1844 года. Сервиз был создан ведущими английскими придворными ювелирами и серебряниками и дополнен петербургскими фирмами «Никольс и Плинке» и «Сазиковъ» (по английским рисункам и моделям). Все предметы сервиза украшены императорским гербом и объединенным вензелем императора Николая I и императрицы Александры Федоровны НААН под княжеской короной.

Все предметы густо вызолочены. Лезвие ножа около основания украшено растительным орнаментом по пунцированному фону. Массивный овальный черен, утолщающийся к концу, декорирован извивающейся виноградной лозой с листьями и гроздьями, исполненной в высоком рельефе. Четырехзубцовая вилка с череном прорезной работы в виде переплетающихся виноградных лоз с листьями и гроздьями. Аналогичный орнамент в плоском рельефе украшает причеренковую часть вилки. Ложка с глубокой овальной чашей и таким же, как у вилки, череном. Оборот чаши сплошь покрыт крупными виноградными листьями.

Десертный прибор является ярким образцом развитого «викторианского стиля», излюбленным мотивом которого были виноградные лозы с листьями и плодами, трактованные в натуралистической манере.