Подстаканник
Москва, 1899–1908 гг.
Фабрика серебряных изделий М. В. Семеновой
Серебро; эмаль по скани, золочение
Размер: 11,5 × 8 × 9 см
Клейма: «МС»; тройник Московского окружного пробирного управления с цифрами пробы серебра «84», женской головкой в кокошнике, обращенной влево, и инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина — «ИЛ»
Подстаканники в России не имеют столь древних исторических корней как, например, братины, ковши или стопы, однако в начале ХХ столетия эта разновидность посуды уже воспринималась как «национальная» и получила достаточно широкое распространение во всех слоях общества. При неизменном функциональном предназначении подстаканники существенно различались своим декоративным оформлением и, соответственно, ценой. Особо ценными считались подстаканники, выполненные из драгоценных металлов и украшенные черневым, сканным или эмалевым декором работы знаменитых ювелирных фирм: Фаберже, Сазикова, Овчинникова, Хлебникова и других. Одним из таких предприятий являлась фабрика серебряных изделий Марии Семеновой, основанная в 1852 году и к началу XX века славящаяся своими изделиями с полихромной эмалью.
Декор подстаканника строится на контрастных сочетаниях ярких и приглушенных тонов эмали, а также статичных и динамичных фрагментов композиции. На цилиндрическом корпусе, покрытом бежевой эмалью, расположены четыре темно-красные, обрамленные сканной плетенкой, медальона. В них умело вписаны многоцветные изображения крупного распускающегося цветка на вертикальном стебле с отходящими в стороны закручивающимися листьями. Медальоны разделены ассиметричными сочными побегами фантазийной формы, в окраске которых мастеру удалось осуществить постепенный переход от зеленого к светло-голубому и даже розовому цвету.
Ручка статичной дугобразной формы, покрытая орнаментом из чередующихся рядов бежевых, голубых и светло-розовых чешуек-лепестков, соединена с корпусом перекрестием вверху и элегантно загнутым, окрашенным в синий и зеленый цвета, листком снизу.