Ложка
Москва, 1899–1908 гг.
Мастер Федор Рюкерт
Серебро; эмаль по скани, золочение
Размер: 19,5 × 5 × 2,5 см
Клейма: «Ф. Р»; тройник Московского окружного пробирного управления с цифрами пробы серебра «84», женской головкой в кокошнике, обращенной влево, и инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина — «ИЛ»
Провенанс: Sotheby's, Нью Йорк, 21 апреля 2010, лот 195
Для художников декоративно-прикладного искусства конца XIX — начала ХХ века одной из основополагающих творческих идей стала идея служения Красоте, стремление к тому, чтобы, как писал критик В. В. Стасов, «потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простиралась уже на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь».
Это в полной мере относится к творчеству «владельца живописного по серебру заведения» Федора Ивановича Рюкерта (1851–1918), стремившегося к красоте и изяществу во всех своих произведениях — от величественного репрезентативного ковша до миниатюрного яичка-брелока или привычной всем ложки.
Черпачок ложки с внешней стороны украшен растительно-цветочным орнаментом, выполненным в технике эмали по скани. Эмалью покрыты не только образованные сканными перегородками узоры, но и фон, благодаря чему поверхность уподобляется сплошному многоцветному ковру. На небольшой по площади поверхности мастеру удалось создать сложную, многоуровневую, симметричную во всех мельчайших деталях композицию. Ее цветовая гамма впечатляет своей продуманностью и выразительностью. Темный цвет тычинок пятилепесткового цветка подчеркивает его роль центра композиции. То же можно сказать о синем цвете сердцеобразно изогнутого стебля. При относительно сдержанной для искусства начала ХХ века цветовой гамме введение практически во все элементы живописных оживок создает эффект необычайного цветового разнообразия. Этого же эффекта мастер добивается, используя различные оттенки зеленого цвета на черенке ложки.