Чайная пара (чашка и блюдце)
Москва, 1908–1917 гг.
Фабрика серебряных изделий М. В. Семеновой
Серебро; эмаль по скани, монтировка, золочение
Размер: чашка — 6,5 × 8,5 × 5,5 см; блюдце — 2 × 11 × 11 см
Клейма: «МС»; тройник Московского окружного пробирного управлен ия с цифрами пробы серебра «84», женской головкой в кокошнике, обращенной вправо, и буквой-шифром «Δ»; знак удостоверения Московского окружного пробирного управления с женской головкой в кокошнике, обращенной вправо, и точкой сзади шеи (на чашке)
Вторая половина XIX — начало ХХ века — время расцвета русского золотосеребряного искусства. Только в Москве и Санкт-Петербурге количество мастеров и предприятий, занимавшихся производством художественных изделий из драгоценных металлов, исчислялось сотнями.
Декор чайной пары построен на вошедшем в моду в начале ХХ века контрасте темных и светлых оттенков эмали. При сохраненной в целом ориентации на популярные в русском стиле произведения усольских эмальеров, светлые, отчасти пастельные, тона с оживками и тонкими переходами одного в другой сочетаются здесь с чистыми темно-синим и темно-бордовым цветами. Также к «новейшим веяниям» в эмальерном искусстве начала ХХ века относятся орнаментальные полосы из ярко выделяющихся на бежевом фоне зеленых квадратиков, украшающие верх чашки и блюдца.
• Мария Васильевна Семенова — одна из немногих женщин, владевших в это время фабрикой серебряных изделий. Получив в наследство от отца известное и успешное предприятие, она сумела не только выдержать жесткую конкуренцию, но и расширить производство и разнообразить его ассортимент. Квалификация мастеров, работавших на фабрике М. В. Семеновой, позволяла учитывать как в форме, так и в декоративном оформлении изделий все новейшие тенденции