Икона «Господь Вседержитель» в окладе
Оклад: Москва, 1908–1917 гг.
Мастер Кузьма Конов
Серебро; выемчатая и перегородчатая эмаль, чеканка, гравировка, выпиловка, монтировка, золочение
Размер: 13,3 × 11,1 см
Клейма: «КК»; тройник Московского окружного пробирного управления с цифрами пробы серебра «84», женской головкой в кокошнике, обращенной вправо, и буквой-шифром «Δ»; знак удостоверения Московского окружного пробирного управления с женской головкой в кокошнике, обращенной вправо и точкой сзади шеи
С экспертным заключением
В декоре оклада иконы «Господь Вседержитель» новые средства художественной выразительности тесно переплетены с древнерусскими и раннехристианскими традициями, к которым активно обращались в своем творчестве Вашков и Конов. Прежде всего это выбор техники эмалирования: выемчатая эмаль (наряду с перегородчатой) воспринималась в начале ХХ века как признак «древности» и «рукотворности» изделия. Однако здесь, в отличие от большинства многоцветных окладов конца XIX — начала ХХ века, эмали отведена достаточно скромная роль. На нимбе Спасителя ею заполнены лишь буквы Ѿ О Н (от греческого OŴN — Сущий) и декоративные элементы, разделяющие схематичные изображения рыб — одного из древнейших символов Христа. Нарочито «рукотворно» выполнены также текст евангелия и орнамент на его обрезах, выгравированная надпись «Гдь Вседержител» и раппортный рисунок волны на полях иконы. Их «рукотворность» дополнительно подчеркнута идеально ровными сделанными механическим способом лучами, идущими от лика и нимба Спасителя, а также виртуозно переданной фактурой ткани и складками серебряного хитона и позолоченого плаща.
Относительно небольшие размеры иконы говорят о ее предназначении скорее для домашнего, а не церковного интерьера, и в этой связи особую ценность приобретает деликатность оформления оклада, не затмевающего собой прекрасно исполненное живописное изображение.
• Кузьма Иванович Конов — мастер-ювелир, затем владелец артели (1891–1917). На протяжении ряда лет К. И. Конов был партнером известной крупной фирмы «П. И. Оловянишников и сыновья» — одного из ведущих предприятий по изготовлению церковной утвари и окладов икон. В начале ХХ века слава Оловянишниковых во многом была связана с именем главного художника фирмы — С. И. Вашкова. В сборнике своих работ «Религиозное искусство» художник писал: «…назначение икон и церковной утвари воспитывать и развивать эстетическое чувство человека, а потому они должны быть идейны и высокохудожественны». Этому призыву следовал в своем творчестве и К. И. Конов. Его работы, многие из которых выполнены по эскизам Вашкова, считаются произведениями высочайшего художественного уровня в стиле модерн.