Тарелка с видом на здание адмиралтейства из серии «Виды старого Петербурга»
По рисунку М. М. Адамовича (1884–1947), 1919
Петроград, Государственный фарфоровый завод
Фарфор, надглазурная роспись
Высота 2,8 см; диаметр 24 см
Марка: синяя надглазурная — серп, молот и часть шестерни с годом «1919»
Созданная Михаилом Адамовичем серия состоит из 12 тарелок под общим названием «Виды старого Петербурга» (1918–1919). Она исполнена автором и копиистами в разных колористических решениях. В отличие от своих предшественников, увековечивших архитектурную красоту города на Неве, в том числе многих «мирискусников», Адамович в росписях данной серии делает акцент на фрагментарном увеличении монументального великолепия скульптурных памятников (сказался его опыт работы в монументально-декоративной живописи), на нестандартном ракурсе зарисовки петербургского зодчества, на исполнении в манере подсвеченной сепии. Талант художника заключается в способности видеть «тайный смысл архитектурной формы» и отражать совершенно особенную окраску города. В этих работах для нового общественного строя Адамович использовал и продолжил свой опыт монументалиста с акцентом на духовную значимость памятников культуры и истинных ценностей искусства.
Ценная коллекционная тарелка, редко встречающаяся на антикварном рынке.
- • М. М. Адамович (1884–1947) — известнейший российский и советский художник декоративно-прикладного искусства, живописец, график, монументалист, член и экспонент объединений «Мир искусства», «Московский салон», художественного кружка «Среда», общины художников, ассоциации художников революционной России, один из создателей агитационного фарфора. С 1894 по 1907 год учился в Строгановском училище, после чего был направлен на стажировку в Италию на два года. С 1918 по 1919 и с 1921 по 1924 год работал художником на Государственном фарфоровом заводе. Автор серии тарелок «Виды старого Петербурга» («Мотив Адмиралтейства», «Сфинкс», 1919), сервиза «Цветы» (1922), агитационных тарелок «Красная звезда», «Красный человек», «Вся власть Советам» (1921), «Кто не работает — тот не ест» (1921), «РСФСР» (1922), «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (1923) и других. В 1925 году за роспись по фарфору был удостоен золотой медали на Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже. В 1926 году по рисункам Адамовича на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова был выполнен столовый сервиз «Индустриализация», что стало одной из вершин творчества художника.