Сервиз тет-а-тет с подносом "Металл"
По рисунку М. Н. Моха, 1930
Форма: С. В. Чехонин «Наркомпрос»
Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, 1930‑е
Фарфор; надглазурная роспись, крытье, золочение, цировка
Блюдо — диаметр 34 см, высота 2,3 см
Чайник — высота 14 см, длина 18 см, ширина 11,5 см
Сахарница — высота 10,4 см, длина 12,6 см, ширина 10,6 см
Соусник — высота 13,5 см, длина — 10 см, ширина — 8 см
Блюдце — диаметр 14,5 см, высота 2,6 см
Чашка — высота 5,5 см, длина 11 см, ширина 9,7 см
Марки: синие надглазурные — серп и молот (чайник, сливочник, сахарница); по бисквиту синим штампом — серп, молот и часть шестерни (поднос); зеленые надглазурные трафаретом — серп, молот и часть шестерни (чашки и блюдца).
Эффектный сервиз «Металл», созданный Михаилом Мохом в 1930 году под руководством и влиянием главного художника-супрематиста ГФЗ им. Ломоносова Н. М. Суетина, построен на цветовых контрастах. Основные резервы на предметах чехонинской формы «Наркомпрос» (1923) занимают изображения рабочих-плавильщиков, исполненные в однотонной бордово-охристой гамме и создающие ощущение огненного жара от раскаленных печей производства. Декорированный золотыми и черными отводками в духе конструктивизма сервиз служил и агитационным целям, демонстрируя своеобразное покорение трудовым народом (в данном случае плавильщиками стали) раскаленного металла в Великой стройке коммунизма.
Уникальный сервиз, практически не встречающийся в частных и музейных коллекциях. Известны отдельные предметы из этого сервиза в собраниях Государственого Эрмитажа, Русского Музея и Государственого Центрального Музея современной истории России. Невероятная редкость, настоящая жемчужина нашего аукциона с большой инвестиционной ценностью.
- • М. Н. Мох (1911–1978) — художник-фарфорист. В 1929 году окончил художественную школу в Павловске, где учился у И. Г. Михайлова. В этом же году устроился на работу на ГФЗ, где трудился до 1941 года. Одни из первых работ художника — ваза «Революционные праздники», сервиз «Металл», сервиз «Гончары» и сервиз «Восток поднимается» — экспонировались на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. С 1941 года работал в качестве реставратора в государственном Эрмитаже. В 1953 году вернулся на ЛФЗ, где работал до 1970‑х годов. С 1954 по 1960 год являлся главным художником завода. В 1958 году был удостоен серебряной медали за роспись кофейного сервиза «Лани».