Блюдо «Чёрное с розовым»
По рисунку Н. Ф. Лапшина, 1923
Ленинград, Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, 1929
Фарфор; надглазурная роспись, крытье
Высота 4,1 см; диаметр 27,5 см
Марка: синяя подглазурная — серп, молот и часть шестерни
В 1923 году сотрудник Декоративного института, Музея художественной культуры, а позже ГИНХУКа под руководством Малевича, Николай Лапшин был приглашен Н. Н. Пуниным (худруком ГФЗ) к работе с фарфором. Для прикладных работ Лапшина этого периода характерен синтез различных авангардных течений (футуризма, супрематизма). Сопоставление и даже столкновение черного с контрастным розовым цветом придает его фарфоровым произведениям яркое декоративное звучание, сближая их с эстетикой европейского направления ар деко.
Черный цвет в ар деко ассоциируется с роскошью и силой. В сочетании с розовым он создает мощное визуальное напряжение, особенно в геометрических рисунках, подчеркивая драматизм композиции. Выразительность линий отражает накал, противоречие, борьбу эмоций и идей.
Уникальное блюдо работы одного из ярчайший представителей советского авангарда, большая редкость.
• Н. Ф. Лапшин (1891–1942) — русский и советский живописец и театральный художник, график, книжный иллюстратор, член Ленинградского Союза художников, представитель Ленинградской пейзажной школы, один из ярчайших представителей авангарда. Художественное образование Лапшина не было систематическим: он учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (ОПХ) у И. Билибина, А. Рылова, Н. Химоны (1912–1915), в частных студиях Яна Ционглинского (1911–1912) и Михаила Бернштейна (1913–1914). Сближение с художниками авангарда оказало на Лапшина формирующее воздействие. С 1923 по 1924 год он исполнил сервизы «Черное с розовым», «Ампир», «Черный зигзаг», а также тарелки «Красная», «Цветы», «Геральдика», «Шик», «Кубистические цветы». В конце 1932 года стал художественным консультантом ГФЗ.