Войти / Регистрация

Публикация в социальных сетях: Дорога ложка к обеду

30.08.2024 10:10

Столовое серебро долгое время ассоциировалось с респектабельностью и достатком, оно символизировало аристократизм владельца и требовало соблюдения этикета, особой эстетики потребления пищи. Так откуда же возник сонм правил применения многочисленных столовых предметов, поражающих воображение неподготовленного пользователя своим многообразием? До появления привычных нам вилок, ножей и ложек, культура потребления пищи прошла длинный путь: еду брали перстами, пили суп из специальных чашек или накладывали пищу в углубления в столешницах. Первые упоминания о ложках дошли до нас из древнеегипетских источников. В Греции делали ложки из ракушек, в Риме изготавливали этот прибор из золота и серебра. Родиной появления вилки также считается Древний Египет, откуда она перекочевала в Вавилон, Персию, Грецию и Рим. В период раннего Средневековья этот столовый прибор оказался забыт на столетия. Согласно догматам церкви вилка, имея форму вил или рогов, считалась творением лукавого, потреблять пищу с ее помощью было делом не богоугодным. Отношение к этому предмету стало меняться лишь с XI века, когда византийская принцесса Мария Аргиропулина, выйдя замуж за венецианского дожа, привезла в Венецию несколько золотых вилок. Вскоре они получили распространение по всей Италии. Любопытно, что изобретение классического столового ножа с закругленным тупым кончиком лезвия принадлежит главному министру Людовика XIII – кардиналу Ришелье (1585 – 1642). По одной из версий, он боялся заговорщиков, а с тупым столовым ножом совершить покушение было затруднительно.
Русь с ложкой познакомил князь Владимир (ок. 956 – 1015) после принятия христианства в 988 году. Он считал ее элементом новой культуры. Вилки же в Россию впервые были привезены в 1606 году невестой Лжедмитрия I Марина Мнишек. Стоит сказать, что особой популярностью при дворе они не пользовались. Существуют сведения, что при царе Алексее Михайловиче Романове (1629 – 1676) на пирах иностранцам все же подавался этот столовый предмет. Но лишь при Петре I, после его возвращения из Великого посольства в 1698 году, в обиход был введен застольный этикет. В изданном в 1717 году по его повелению сборнике правил поведения для знатных юношей и девушек («Юности честное зерцало») были описаны правила обращения с вилкой и ножом. В России застольный этикет с его многообразием долгое время был отличительной чертой лишь привилегированного класса. В XIX веке искусство российских мастеров серебряных дел достигло своего расцвета, столовые приборы делали как кустарные артели, так и промышленные производства. Среди выдающихся мастеров XIX века особо выделялись ювелирные фирмы Карла Фаберже, Братьев Грачевых, Ивана Губкина, Павла Овчинникова, Сазикова, компания И. П. Хлебникова, Федора Рюккерта. В московских магазинах того времени встречались самые разнообразные столовые приборы. Например, ножницы для разрезания веток винограда, прибор для выдавливания сока лимона, подставки для подачи редиса, щипчики для спаржи, ножи для раков, крошечные ложки для соли, пружинные вилки для жаркого и многое другое. Такое многообразие столовых предметов усложнило правила этикета, которым требовалось неукоснительно следовать.