Камнерезная пластика Санкт-Петербурга
Для камнерезного искусства России XXI век становится своеобразным Ренессансом. Появляются новые имена и возникают новые школы.
Значительным центром творчества вновь, как и во времена работы Петергофской гранильной фабрики, становится Санкт-Петербург.
Возрожденное в 1990‑е годы, через столетие после триумфа знаменитой фирмы Карла Фаберже, камнерезное искусство северной столицы характеризуется многообразием стилевых направлений и технических приемов, широтой тематического и жанрового диапазонов, а также подчеркнутой индивидуальностью.
Многие работы этого периода становятся основой постоянной экспозиции Эрмитажа. Появляется новая, по определению доктора искусствоведения М. Лопато, школа искусства камнерезной пластики, где почти стирается тонкая грань между декоративной по материалу и станковой по содержанию скульптурой. Из монокристаллов прозрачного кварца и цветных разновидностей халцедона создаются произведения в жанре анималистики и фэнтези с западноевропейским акцентом. В последнее время также наблюдается повышенный интерес к культуре и философии восточных стран, особенно Китая и Японии.
Один из основателей школы Г. Пылин успешно продолжает творческую деятельность. Его композиция «Час быка» впервые в истории современного камнерезного искусства была продана на аукционе Sotheby’s (Лондон, 2010).
Другое направление связано с изготовлением из цветных минералов произведений в трудоемкой технике объемной мозаики: оригинальная флористика и небольшие фигуративные композиции с элементами гротеска и ироническим подтекстом.
Оба направления успешно развиваются в мастерской С. Фалькина, где создаются анималистика из цветного моноблока и растения в нестандартных «персонифицированных» вазах.
Плодотворно работает фирма Anna Nova Jewelry под руководством А. и О. Бариновых (основана в 2004 г.), активно применяющая драгоценные камни и металлы. В творческом арсенале фирмы — антропоморфные композиции, анималистика, наглядная флористика и эксклюзивные предметы утилитарного назначения.
Многие камнерезы работают самостоятельно. Примечательно, что часть мастеров не имеют специального образования, для них работа с камнем — это хобби, гарантирующее неограниченную свободу творчества.
Неординарная, базирующаяся на эксперименте камнерезная пластика Санкт-Петербурга обладает большим потенциалом и способна стать украшением любой коллекции.