ОТ ИДЕИ К КАМНЮ
Последние полвека до Рождества Христова. Римское войско под предводительством Юлия Цезаря вошло в Египет. События, полные страсти и тайны, развернулись на красочной и загадочной земле.
Представляем Вам шахматный поединок двух армий, двух культур.
Египетская царица, красавица Клеопатра, пленившая своими чарами великого Цезаря, и ее брат, так и не ставший царем, — 14-летний Птолемей. Хитрые и коварные жрец и советник. Нубийские и египетские воины. Все это черные фигуры.
Великий деятель и полководец Юлий Цезарь и его друг Брут, ставший предателем и убийцей. Соратник Цезаря Марк Антоний, потерявший все из-за безграничной любви к Клеопатре. Преданные легионеры. Это белые фигуры.
Одна из самых известных в мире историй любви и предательства, жажды власти и славы… Каждый раз, разыгрывая партию этими фигурами, Вы будете писать свою историю!
Для реализации проекта — от замысла до художественного воплощения в камне 32-х фигур — потребовалось более 3-х лет кропотливой работы коллектива студии.
Оригинальный шахматный набор отличается грандиозностью замысла и виртуозным техническим исполнением.
Сложное формообразование на основе изобразительности и максимальное внимание к деталям превращают простые шахматы в самостоятельный эстетический объект с сохранением утилитарной игровой функции.
Мастера екатеринбургской студии «Святогор» (основана в 2011 г. И. Голубевым и Г. Пономаревым) несколько лет трудились над изготовлением тридцати двух фигур в технике объемной мозаики.
Создание каменной полихромной пластики — непростой и очень трудоемкий процесс. Сначала делается графический эскиз и определяется общее цветовое решение. Затем лепится модель из монохромного материала и подбираются соответствующие замыслу цветные минералы. С учетом физических характеристик, рисунка, текстуры и фактуры режутся, шлифуются и полируются фрагменты изделия, инкрустируются глаза (как правило, из белого кахолонга с цветным центром) и элементы декора.
На финальном этапе при помощи стальных штифтов и клея производится кропотливая операция сборки и монтажа с металлическими деталями: аксессуарами костюма и воинской арматурой, особенно оружием, — в данном случае, метательным (лук со стрелами), колющим (копье) и холодным рубящим (меч, секира).
На почти метровом наборном поле фиксируются взаимодействие и противостояние общественных систем, культур и отдельных личностей.
Драматургия театрализованной шахматной партии строится на свободной авторской интерпретации исторических событий последнего столетия республиканского Рима, где тесно переплетаются служение государству и борьба за власть, интриги, предательство и роковая любовь.
Главными действующими лицами многофигурной костюмированной композиции становятся властелин римской державы Юлий Цезарь и царица Египта Клеопатра.
Мастера студии «играют» в шахматы по своему творческому алгоритму: сохраняя базовый стиль эпохи, они трансформируют костюм, используют нетипичную цветовую палитру, добавляют фантазийные элементы декора.
Здесь каждая фигура из условного символа превращается в живой персонаж, индивидуализированы даже пешки-воины: поза, жесты рук, вид и расположение предметного ряда (вооружение, штандарты, музыкальные инструменты).
Некоторые ключевые фигуры (короли, ферзи, слоны) персонифицированы, римские военачальники имеют портретное сходство с историческими прототипами.
Первоначально планировалось показать сцену морского сражения при мысе Акций около берегов Греции (31 г. до н. э. Клеопатра и Марк Антоний против Октавиана), но в итоге был выбран вариант сухопутного противостояния легендарных правителей.
В не имеющем аналогов произведении успешно решена неординарная задача организации единого ансамбля из десятков костюмированных фигур с акцентированными этническими характеристиками. Работа усложнялась необходимостью соблюдения принципа симметрии как внутри армии, так и относительно войска противника.
Интересные конструкции разработаны для других ведущих фигур: конь — в виде нарядной двухколесной колесницы со стоящим возничим; ладья (тура) — в виде фортификационного мини-сооружения, за стенами которого скрывается лучник.
В комплекте белые фигуры обозначают римскую армию, черные — войско египтян. Формальным признаком служит цвет круглых в сечении подставок из просвечивающего белого льдистого кварца и глухого черного гагата.
Шахматисты ненавязчиво вовлекаются в далекое прошлое и в рамках правил игры «пишут» свой сценарий развития событий с непредсказуемым финалом.
Григорий Пономарев, автор проекта.