Фаберже
Имя Фаберже на слуху вот уже около 150 лет. Более 100 лет прошло с момента ликвидации фирмы после революции в России и смерти ее руководителя, однако оно не забыто, как это произошло с большинством его коллег, известных ныне только узким специалистам. Регулярно проходят масштабные международные выставки, появляются новые значительные коллекции работ Фаберже, каждый год публикуются исследования его творчества. Чем же оно до сих пор так интересно и так сильно задевает за живое? Некоторые искусствоведы не без оснований отмечают, что Карл Фаберже в художественной части нередко подражал известным старым, чаще европейским, мастерам, да и технические находки предшественников также были в чести у сотрудников фирмы; отчасти это справедливо, но изделия Фаберже исполнены столь искусно и с таким чувством стиля, что представляют собой совершенно уникальное явление.
Гений Карла Фаберже позволил ему сделать из рядовой петербургской ювелирной фирмы, созданной его отцом Густавом, огромное предприятие, которое не просто на равных конкурировало с величайшими западными ювелирными гигантами, — произведения Фаберже зачастую превосходили их продукцию по многим параметрам. Сам Карл Густавович говорил в 1914 году в интервью журналу «Столица и усадьба»: «Понятно, если сравнивать с моим делом такие фирмы, как "Тиффани", "Бушерон", "Картье", то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня… У них можно найти готовое колье в полтора миллиона рублей… Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов». Фаберже удалось создать свой собственный, узнаваемый с первого взгляда стиль. Основой достижения успеха была ставка на художественность: даже недорогие поделочные камни обычно подбирались для наилучшего воплощения задумки художника настолько щепетильно и качественно, что изделия неизменно становились шедеврами.
Способствовала успеху и нестандартная организация дела. Фаберже сохранил за собой общее руководство, контроль за продажами и дизайн, само же производство было передано в мастерские, имевшие определенную хозяйственную самостоятельность и специализацию. Причем это было сознательным решением: Карл Фаберже не просто привлекал «свободных» владельцев мастерских под свое крыло, но и помогал им финансово. Взамен чаще всего они были обязаны работать по эскизам фирмы и всю свою продукцию реализовывать исключительно через магазин Карла Фаберже. Раздел прибыли осуществлялся после продажи, себестоимость же изготовления предметов полностью покрывалась самим Фаберже. Для исполнения эскизов привлекались известнейшие живописцы, скульпторы, архитекторы — фактически в распоряжении фирмы находились лучшие художественные силы страны.
Постоянными покупателями фирмы были европейские монархи, в том числе члены королевских семейств Англии, Дании, Италии, Испании, Швеции, Болгарии, кайзер Германии; значительное собрание шедевров Фаберже также сложилось из приобретений короля Таиланда Чулалонгкорна. Книга продаж магазина Фаберже в Лондоне выглядит как страницы справочника «Кто есть кто» в рядах родовой и финансовой аристократии всего мира: рядом с именами британских монархов, русских великих князей стоят фамилии известнейших дипломатов, банкиров (например, Ротшильдов) и многих других видных личностей.
Карл Фаберже был удостоен различных наград и званий от огромного числа государств мира. Фирма Фаберже имела большой успех на внешнем рынке, но главными ее клиентами были, конечно, представители Российского императорского дома, русская знать и промышленники. Именно их спрос стал основой финансового успеха предприятия. Фирма расширялась, помимо основного отделения в Санкт-Петербурге были созданы ее филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.
Фаберже потерял свое дело в ходе революции 1917 года в России, и фирма более никогда не была восстановлена, несмотря на неоднократные попытки наследников мастера, оказавшихся в эмиграции. Можно предположить, что в отрыве от русского общества повторить успех Карла Фаберже вряд ли было возможно.
В Советской России, нуждавшейся в средствах, большинство шедевров фирмы Фаберже было продано за границу. Огромное количество предметов попало на Запад — частично в багаже эмигрантов, частично в ходе «рейдов» международных антикварных торговцев, частично в ходе государственных распродаж музейных запасников. Немалый объем предметов оказался на Западе через дипломатические и торговые связи 20–30‑х годов, систему торгсинов, потом — через солдат и трофейные команды вермахта в ходе Второй мировой войны.
В СССР наследие Фаберже было почти забыто. Первое время в музеях к изделиям его фирмы даже относились с плохо скрываемым презрением как к устаревшим предметам мещанского быта, позднее избегали упоминаний о них как о бывшей собственности господствующих классов. Только в 1980‑х годах произошли какие‑то изменения на фоне ностальгического сожаления о «России, которую мы потеряли»: стали интересоваться и работами Фаберже, проводить выставки, издавать книги, исследовать архивы, появился коллекционный рынок.
Интересу к теме Фаберже способствует ее значительная разработанность на Западе и международное признание. Исторически сложилось, что родственные и дипломатические связи российского императорского двора, представители которого дарили множество изделий Фаберже, участие фирмы в крупных международных выставках, наличие магазина в Лондоне и большая его популярность среди европейского высшего света познакомили мир с творчеством мастера.
Наследием Фаберже в разное время увлекались многие крупные коллекционеры, значительная часть предметов в составе их собраний впоследствии оказалась в музеях. Например, крупная коллекция принадлежит британской королевской семье, также стоит упомянуть коллекцию семьи Макферрин из Техаса. Еще одно, безусловно выдающееся, собрание принадлежит экс-эмиру Катара, Хамаду бин Халифа Аль Тани. Легендарной коллекцией изделий Фаберже в свое время владел американский предприниматель Малкольм Форбс, в настоящее время она превратилась в самое крупное в мире собрание Музея Фаберже на Фонтанке.
Среди российских государственных музеев, владеющих коллекциями Фаберже, стоит упомянуть Музеи Московского Кремля, Эрмитаж, Государственный музей-заповедник «Павловск», Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный исторический музей, Омский музей имени Врубеля, Минералогический музей РАН имени А. Е. Ферсмана и музей Санкт-Петербургского Горного университета. Все эти собрания содержат немало превосходных предметов. В остальных музеях предметы Фаберже представлены крайне эпизодически.
За все время фирма Фаберже произвела около 150 000 предметов, однако столь значительные цифры не должны вводить в заблуждение искусствоведов и коллекционеров, так как только примерно 25 000 предметов проходят по категории «фантазийных изделий», а именно они и являются основными предметами коллекционирования. Трудно даже гипотетически представить себе, насколько значителен урон, нанесенный этим предметам временем, особенно учитывая две мировые войны, революцию, работу скупок и прочие реалии ХХ века. В результате всего вышеперечисленного количество оставшихся в мире предметов крайне мало, а сохранность их часто оставляет желать лучшего. На сегодняшний день подобных предметов в коллекционной сохранности осталось не более 30 %, то есть около 8 000, как минимум половина из них уже находится в различных музеях мира. Таким образом, вероятное количество произведений фирмы, до сих пор доступных для собирателей, около 4 000 на все мировые коллекции.
Наследие Фаберже, с одной стороны, является частью российской культуры, а с другой — это международный бренд, конъюнктура и стоимость предметов которого зависят не только от локального российского рынка, но и от мировых тенденций. В целом стоит отметить, что изделия Фаберже еще полностью не перешли в собственность музеев, как это уже случилось с большинством более ранних предметов, но с каждым годом возможность их приобретения стремительно сокращается.
Твердюков И. Н.
специалист по русскому декоративному искусству