Искусство фарфора японских мастеров
Японский фарфор ценится искусствоведами за утонченность и изящество. Эстетическую и философскую ценность изделий сложно оценить, ведь трудно отыскать ремесла совершеннее.
История японского фарфора связана, как ни странно, с войной. В 1592 году правитель Японии Тоётоми Хидэёси в попытках расширить границы империи совершал набеги в соседние страны. В одном боевом походе японская армия взяла в плен 80 корейских гончаров. Эти мастера и познакомили Японию с искусством создания утонченной керамики. Они остались жить в Японии и не просто принесли с собой свои традиции, но и стали авторами первых образцов фарфоровых изделий.
По другой версии в начале V в.н.э. японцы научились обжигать глину не на кострах, а в туннельных печах с высокой температурой. Древние изделия имели декоративную роспись. То есть посуда изготавливалась не только в бытовых целях, но и должна была украшать трапезу. Для этого применялась техника, которая состояла из оттиска веревкой или морскими раковинами по влажной глине. Вместе с тем, у японского фарфора все-таки есть общие черты с китайской и корейской художественной традицией.
Дестабилизация в Китае на фоне падения династии Мин спровоцировала резкое сокращение экспорта фарфора из страны. Из-за этого купцы из Европы стали обращать внимание именно на японские изделия. Затем очень долгое время Япония была закрыта от всего мира. После окончания периода Сакоку в 1860-х годах страна снова вышла на мировой рынок. Это событие сопровождалось тем, что мир увидел изделия конца эпохи Эдо (XIX в., период бакумацу) и периода Мэйдзи (1868-1912), которые и стали определяющими для формирования понимания философии утонченной керамики.
В России о существовании японского фарфора узнали благодаря цесаревичу Николаю Александровичу, который из своей поездки в Японию привез уникальные образцы, подаренные им в качестве дипломатических презентов. Они были выставлены в Зимнем дворце и Лоджиях Рафаэля в Императорском Эрмитаже.
Основные центры производства
Возникновение центров производства фарфора было обусловлено наличием сырья. Например, на острове Кюсю добывали каолин, который в своем составе содержит много кремнезема. Из него получался молочно-белый фарфор. Изделие было хрупким, но плотным и с тонкой текстурой. Из каолина также изготавливали серовато-белый фарфор Набесима, который очень дорого стоил и предназначался аристократии. На юге этого же острова, в префектуре Сацума изготавливали фарфор цвета слоновой кости. Из-за большой популярности он производился и экспортировался на рынок довольно массово, что отражалось на его качестве. А на острове Хирадо сформировалось производство фарфора с чистым белым черепком и уникальной текстурой.
Кроме этих центров, существовали и другие, не такие крупные, но все же известные: Сэто-Мино, Киемидзу, Кутани Киото. Какие-то из них использовали в производстве местное сырье, в другие сырье завозилось из разных областей Японии.
Стилистика японского фарфора
Стилистика японского фарфора сформировалась не единомоментно. Можно сказать, что в этих изделиях присутствует сплетение художественных и ремесленных традиций трех стран. Но с годами японский фарфор приобрел собственную аутентичность и стал значимой частью традиционной культуры Японии. Сейчас он занимает особенное положение среди других видов декоративного искусства.
В чем же было различие между китайскими изделиями и японскими? В подходе к конечному итогу, в котором отражалось мировосприятие, менталитет и отношение к красоте в целом. Например, китайские ремесленники любое отклонение от идеала считали браком. Целью было создать изделие с минимальной толщиной стенки. У японцев подход заключался в понимании красоты как незавершенности и изящной недосказанности. В работе добивалась естественность и близость к природе. Поэтому японскому фарфору присуще отрицание симметричности и геометрии формы, приверженность неопределенным цветам, подчеркнутое пренебрежение к орнаменту. Так сформировался собственный стиль, который полностью отражал национальный колорит и философию. Принцип Ваби-саби – изящной простоты стал определяющим в искусстве изготовления японского фарфора.
Направления в искусстве японских мастеров
За всю историю существования японского фарфора сформировалось множество направлении, каждое из которых отражало место производства, руку мастеров и способ изготовления. Перечислим самые известные из них.
Арита, начало XVII века
Арита-яки — это наиболее ранний вид, названный так по месту его производства. Городок Арита находится в северной части острова Кюсю. Долгое время Арита, которая стала отправной точкой фарфорового искусства, оставалась большим центром по изготовлению фарфора, сохранившим свою значимость и сегодня.
Стилистика изделий напоминает китайский стиль «цинхуа» эпохи Юань или цинбай» эпохи Мин. После обжига фарфор получался невозможно тончайший и даже казался прозрачным. Но такаю внешняя хрупкость изделия не влияла на его крепость, фарфор был очень надежными и прочным. Цвет керамики получался молочно-белый, а для росписи Арита-яки был характерен синий и голубой цвета, реже золотой и жёлтой, встречается красный и зелёный. Мастера изображали цветы, животных, людей, сюжеты по мотивам мифологии или бытовые. Ранняя роспись отличалась легкостью, позже он усложнился и приобрел плотность.
Имари, середина XVII века
Другое название «Стиль старого Имари». Такое имя фарфор получил в честь одноименного торгового порта, где мастера керамики вывозили изделия на продажу. Порт был расположен на севере острова Кюсю, рядом с другим известным центром Арита. Несмотря на близость, способы производства у этих стилей отличалась. Многие считают, что определения «фарфор Арита» и «фарфор Имари» одинаковые, но японские культурологи считают такое утверждение неверным.
Фарфор Имари богато украшен узорами темно кораллового цвета на ярко белом фоне, сверху нанесены вкрапления желтого, золотого, зеленого и-синего цвета. Голубая и красная краски были нанесены на изделие гладким слоем, а другие оттенки имели рельеф, который значительно выступал и его можно было прощупать под слоем глазури.
Роспись Имари напоминает вышивку, за это она получила название «парчовой». Особенность эту можно увидеть в росписи больших изделий, таких как блюдо или вазы.
Какиэмон, вторая половина XVII века
В эпоху популярности и активного роста производства керамики в Арите появился гончар и художник, который расписывал изделия согласно своему уникальному стилю. Звали мастера Сакаида Кидзаэмон. По преданию, он смели имя на Какиэмон, так как имел пристрастие к ярко-красным краскам, похожим на цвет спелой хурмы. Иероглиф, обозначающий этот фрукт встал на первое место в новом имени мастера и дал название стилю.
В основе его работ лежала полихромная роспись эмалью, а главной особенностью стала техника нигосидэ. Слово переводится буквально как «вода молочно-белого цвета после промывки риса». По цвету фарфоровый черепок напоминает рисовую воду – отсюда название техники.
Основной деталью расписываемой композиции стали значительные пространства фона с теплым молочно-белым фоном. Узоры наносил художник скромно и без соблюдения симметрии, но при этом их прорисовка обладала нежностью и тонкостью, а детали прорисовывались в мельчайших подробностях. Цвета художник использовал бирюзовый, красный, голубой, оранжевый и желтый.
Подобная тонкая роспись в сочетании с нежными цветами идеально смотрелась на молочно-белом фарфоре, поэтому этот стиль стал очень популярен. Изделия не только активно продавались европейскому покупателю, но и многие фарфоровые фабрики в Германии и Великобритании стали подражать подобному стилю.
Сацума, вторая половина XVII века
Выпускать керамику в Сацуме начали в середине XVI века. Фарфоровую промышленность в этой местности можно было назвать градообразующей. Здесь активно осваивали производство фарфора, имеющего цвет слоновой кости. Изделия могли быть в разной степени хрупкими и твердыми.
Стиль можно разделить на три направления:
- Авата. Тонкий фарфор, полностью покрытый глазурью кремового цвета. Отличительной особенностью является кракелюр, созданный при помощи специальной технологии обжига изделия.
- Сайсикидэ. Отличается скромной полихромной роспись. На таком фарфоре очень редко можно встретить роспись или симметричный рисунок. Если изображение есть, то это будет либо цветок или незначительный элемент ландшафта.
- Нисикидэ. Здесь роспись полихромная, но уже богатая. В ней преобладают цвета теплых оттенков, которые закрывают поверхность изделия целиком. Изделия в технике Нисикидэ очень часто покрывались декоративной позолотой.
Кутани, конец XVII-середина XVIII века
Очень популярный стиль, который активно торговался на европейских рынках. Из его достоинств можно отметить тонкий черепок и гармонию росписи благодаря широкой цветовой палитре. В основных тонах использовались красные оттенки с уклоном в охру, которыми мастер подчеркивал черные, серые и темно-синие оттенки, добавляя к гамме позолоту. У этого стиля наиболее богатая сюжетная композиция. Тематика изображений могла быть абсолютно любая.
Набесима, вторая половина XVII – середина XVIII века
Набесима считается очень редким стилем. Он производился только в провинции Кагосима, сырье для него добывали здесь же.
Отличался оттенком фарфора. Цвет у черепка был серовато-белый, хрупкость очень высокая, но изделие при этом прочное. Ценность его была так высока, что поставлялся только в знатные дома местных дайме из клана Набесима или изготавливался специально для замка сёгунов Токугава.
В палитре фарфора Набесима преобладает цвет серый или густо-синий в сочетании с зелеными, желтыми и красными. Расписывали такой фарфор скромными пейзажными орнаментами: цветами, деревьями и листьями.
Кроме всех, вышеперечисленных существовали такие стили:
• Фарфор Хирадо получил название «яичная скорлупа». Его стенки были настолько тонкие, что буквально просвечивали. Цвета преобладали голубой, золотой и красный, нанесенные на прозрачную или белую глазурь фарфора.
• Сэто-Мино это фарфор с абсолютно белым черепком. Подглазурь монохромная, а роспись с синими и голубыми узорами, с сохранением оригинальных японских традиций.
• Кинкозан напоминает внешне фарфор стиля Сацума. Эта схожесть возникла из-за того, что его изготовлением занималось семья гончаров из Сацумы. В нем применлись редкие для японского стиля вставки сюжетных медальонов или мотивов. На общем фоне они очень сильно выделялись. Также этот стиль характерен изделиями, которые толстым слоем позолоты.
Искусство изготовления японского фарфора сегодня живет и развивается. Флагманами индустрии по изготовлению керамики стали производители Наруми, Никко и Норитаки. В их работах классический стиль перекликается с новыми тенденциями, но при это искусство росписи обращено к европейским стандартам и мотивам, трактованным согласно стилистики культуры Японии.