Дирхем. Альмохады
Династия Альмохедов 1121-1269 гг.
Лаковое покрытие.
Возвышение африканской династии Альмохадов стало возможным благодаря одному человеку – Мухаммеду ибн Тумарту. Это был уроженец горного Марокко, с юных лет отличавшийся глубоким благочестием и жаждавший постичь «подлинное» учение ислама. В поисках учителей он отправился на восток, где много лет учился в разных крупных городах: Багдаде, Дамаске, Александрии. Домой он вернулся пламенным проповедником ашаризма.
В усвоенных им идеях не было ничего нового, зато сам он обладал личным обаянием и огромным даром убеждения. Люди объединялись вокруг его личности, а не вокруг его идей. Важно было и то, что свое учение он подавал как откровение, исходившее лично от него, и связывал его с определенными правилами и порядком жизни, необходимым для его последователей. Проще говоря, он основал новую секту.
Как и всякий сектант, Ибн Тумарт перезапустил старую религию заново: с новым учителем, верными учениками, нравственными подвигами и войнами за веру. Он создал как бы маленький ислам, где все события эпохи хиджры повторялось в миниатюре, начиная с гонений на пророка и кончая его признанием и властью. Сам Ибн Тумарт в этой вере был новым Мухаммедом, его соратники – сподвижниками пророка, а остальные мусульмане – заблудшими еретиками и язычниками.
Уединившись в магрибской деревушке, Ибн Тумарт начал собирать вокруг себя учеников. Среди них был один, особенно им отмеченный: сын горшечника Абд аль-Мумин. В свое время он тоже отправился на восток в поисках знаний, но, добравшись до общины альмохадов, понял, что обрел все, что искал.
По легенде, Ибн Тумарт заранее знал о его приезде и увидел в нем своего преемника. При встрече Непогрешимый – так теперь называли Ибн Тумарта – объявил аль-Муммину, что тот – никто иной как избранник Аллаха и именно через него восторжествует дело веры. Аль-Мумин заплакал в ответ: «Я недостоин: я всего лишь человек, который хочет очиститься от своих грехов». «Ты изменишь мир, и в этом твое очищение», – ответил Непогрешимый.
Учение Ибн Тумарта требовало строгого следования Корану и хадисам и особенно настаивало на единстве Аллаха, поэтому его сторонников называли единобожниками – аль-муваххидун, или альмохадами. Другой его стороной был суровый нравственный кодекс: запрет всяких развлечений, музыки, возбуждающих напитков, ношение скромной одежды, разделение в общении мужчин и женщин. Альмохады верили в предопределение и считали, что Аллахом уже заранее предусмотрено все, что случится с каждым человеком.
Все приверженцы нового учения знали Коран наизусть. Чтобы заучить фразу из Корана, ее разбивали на отдельные слова и называли этими словами участников общины. Когда в начале собрания проводили перекличку, каждый назвал свое имя-слово, из которых складывалась нужная фраза: так ее и запоминали.
Решительным шагом Ибн Тумарта стал переезд в город Марракеш, где среди берберов росло недовольство правившей тогда династией Альморавидов (1120 год). В Марокко он проявил себя как бесстрашный поборник мусульманской нравственности и однажды даже изругал сестру альморавидского властителя Али за то, что она ходила без покрывала.
Проповедник попытался обратить в свою веру и самого Али, но потерпел неудачу и бежал из Марракеша в горы, где укрылся в своей родной деревне. Здесь он обратил на свою сторону местные племена и за три года собрал вокруг себя мощную армию, способную бросить вызов Альморавидам. Ибн Тумарт объявил себя посланником Аллаха, великим имамом и спасителем-махди, который разрушит власть еретиков и установит истинную веру.
Община альмохадов зиждилась на строгой иерархии. На самом верху стояли имам и его ближний круг – так называемый Дом махди, включавший трех его родных братьев. Дальше шел Совет десяти – десять первых сподвижников махди, включая Абд аль-Мумина, – который рассматривал самые важные вопросы. Его решения проводились через Совет пятидесяти, куда входили представители горных племен.
Внутри каждого племени тоже имелась четкая структура власти, состоявшая из мухтасиба и мизваров (главы клана и его помощников), саккакунов, отвечавших за финансы, воинов, муэдзинов – и дальше по нисходящей, вплоть до черных рабов. Благодаря такой жесткой военизированной организации имам-махди мог легко управлять разрозненным сборищем горных племен, которые составляли основу альмохадов.
Авторитет Ибн Тумарта был непререкаем. Он лично следил за правильным отправлением религиозных обрядов и в случае любого небрежения наказывал провинившихся кнутом или предавал их смерти. Время от времени он проводил так называемый «день отбора», отсеивая и казня всех неблагонадежных. Таким образом ему удавалось избавляться от целых кланов и племен. Говорили, что для укрепления своей власти он прибегал к магии и колдовству.
После смерти Ибн Тумарта его ученик Абд аль-Мумин принял титул халифа, и его стали называть «Повелителем правоверных». Его военные действия были очень удачными: в битве у Тлемсена он окончательно разбил альморавидские войска и захватил столичный Фес и Марракеш. Последний эмир Альморавидов, еще мальчик, стал умолять Абд аль-Мумина о пощаде, но даже его собственный полководец с презрением плюнул ему лицо: «Кого ты тут просишь о жалости? Будь мужественным, как настоящий воин!» Эмир и все альморавидские князья были казнены.
К 1148 году Абд аль-Мумин стал правителем всего Марокко. После этого его армия разделилась: часть пошла на восток завоевывать государство Хаммадидов, а другая переправилась через Гибралтар в Испанию и вступила войну с королем Кастилии Альфонсом VIII, в то время уже стоявшим у ворот Кордовы.