Войти / Регистрация

Окимоно «Рыбак и мальчик»

Лот №11
Закрытие лота: 24.11.2022
Эстимейт: 250 000 - 300 000 

Мастер Тихо / Томоката (яп. 知方)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование
Высота 16,5 см
С экспертным заключением

Произведение относится к серии изображений в японском искусстве того времени «жизнь простых людей», которая вызывала большой интерес на Западе и стала одной из важных составляющих японского экспорта периода Мэйдзи.
Окимоно изображает комическую сценку с участием рыбака, маленького мальчика и краба. Рыбак и мальчик с полными корзинами улова решили отдохнуть на берегу около огромного якоря. Мальчик, подвешивая корзину с рыбой на кольцо якоря, решил подшутить над рыбаком и поставил на его лысую голову краба. Вероятно, это стало неожиданностью для рыбака, присевшего на корточки. Мастер изобразил рыбака с поднятыми вверх руками и со смеющимся беззубым ртом. На мужчине — узкие брюки момохики, короткое кимоно с узкими рукавами и накидкой, украшенные благопожелательным набором узоров ю-соку-монъё. Этот набор традиционно включал такие узоры, как кикко-ханабиси-мон (шестиугольники с четырехлепестковыми цветками), рай-мон (узор грома), сэйгайха-мон (волны) и другие. На мальчике — короткое кимоно с жилетом, украшенные повторяющимися гербами хидари-мицу-томоэ (три закручивающиеся в центр кривые, видом напоминающие запятую, которые ассоциировались с водоворотом воды и служили оберегом от пожара) и хана-дзиппо (узор «семь драгоценностей» — цветок в ромбе).
На дне подставки в прямоугольном картуше из красного лака выгравирована подпись мастера из двух иероглифов «知方», читающихся как «Тихō» или «Томоката».

К сожалению, до нас практически не дошла информация о мастерских или же биографии резчиков периода Мэйдзи. Мы можем делать лишь предположения исходя из схожести в манере резьбы, сюжетов, изучая подписи на окимоно. Все произведения из слоновой кости в это время создавались исключительно на экспорт и были вывезены за пределы Японии. Землетрясение 1923 года практически разрушило Токио — основной центр производства окимоно — и портовый город Иокогаму, через который эти произведения вывозили на Запад. В результате трагедии погибли сто сорок тысяч человек, была уничтожена не только значительная часть Токио, но и многочисленные мастерские вместе с произведениями искусства, эскизами, записями по участиям в выставках и продажам. Мастера остались без крова над головой. В Иокогаме сгорели склады, что приостановило зарубежную торговлю.

Произведение демонстрирует высокое мастерство декоративной работы по слоновой кости и выполнено на высоком художественном и технологическом уровне. Резчик проработал мельчайшие элементы произведения, уделено большое внимание деталям, которые в свою очередь выполнены очень натуралистично и показывают быт японцев того времени. Произведение выполнено в традиционной манере японских резчиков: по рисункам художников классической японской живописи или печатным изображениям укиё-э, а не по западным реалистичным изобразительным канонам, когда скульпторы опирались на рисунки, сделанные с натуры.