Окимоно «Девушка с корзиной лилий»
Мастер Хасимото Сингёку (яп. 橋本眞玉)
Япония, Токио, период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование
Высота 28 см
С экспертным заключением
Окимоно изображает девушку с корзиной лилий в руках. Стоящая в полный рост красавица элегантно придерживает широкий рукав кимоно, чтобы не повредить цветы. На рукаве виднеется узор из порожков дзи, которые поднимают над грифом струны японского музыкального инструмента кото. Высокую прическу красавицы венчает гребень куси и шпилька кандзаси в виде листьев.
Кимоно девушки украшено изображением цветочных шаров кусудама с длинными лентами. Кусудама (букв. «лекарственный шар») — декоративные шары, собранные из ярких бумажных цветов. Изначально такие шары использовались для благовоний и состояли из смеси сухих лепестков. Впоследствии кусудама стали подвешивать в качестве украшений, добавляя кисточки или ленты снизу.
В корзине, которую держит девушка, видны дневные лилии кисугэ. Их цветы недолговечны — открываясь вечером, они увядают до полудня следующего дня. Обширные поля кисугэ встречаются в высокогорных районах Никко, Одзэ и Асама в центральной части острова Хонсю. Ароматные цветы лилий обычно окрашены в лимонный и оранжевый цвет и достигают семи сантиметров в длину.
Снизу подставки выгравированы три иероглифа «眞玉作», которые читаются как «Сингёку саку» и переводятся «сделано Сингёку». Эту подпись соотносят с работами мастера Хасимото Сингёку (橋本眞玉). Известно, что одно из его произведений участвовало в конкурсе скульптур Японской ассоциации искусств в 1894 году (см. илл.). Работе мастера было присвоено почетное звание второго ранга. Другая скульптура Хасимото Сингёку взяла приз на выставке Японской ассоциации искусств в 1894 году. Кроме того, окимоно мастера из слоновой кости выставлялось на весенней выставке резчиков Нихон Бидзюцу Кёкай, проводимой Ассоциацией токийских резчиков в 1894 и 1897 годах. Скульптура изображала Такэбаяси Тадаити — одного из сорока семи ронинов.
Работа Хасимото Сингёку демонстрирует высокое мастерство декоративной работы по слоновой кости. Особенностью произведения является натуралистичность образа, который усиливается идеальной проработкой деталей, присущей современным скульпторам того времени, сумевшим интерпретировать знакомство с западным искусством в свои произведения, соединив новые веяния с древними традициями японских резчиков.
Аналогии: 日本美術画報初編巻一 [Bijutsu Gaho — The magazine of Japanese art. Vol I. № 1]. Tokyo: Gahosha, 1894.