Окимоно «Крестьянин с урожаем проса и перепелкой»
Мастер Кётэй (яп. 京亭)
Япония, Токио, поздний период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка
Высота 28 см
С экспертным заключением
Окимоно изображает босого крестьянина, стоящего в полный рост со снопом проса в руках. Мужчина рад богатому урожаю и демонстрирует зрителю тяжелые зрелые колосья проса, на которых сидит перепелка (яп. удзура) и пытается утащить один колосок. Крестьянин одет очень просто: на нем короткое кимоно, заправленное в подвязанные снизу штаны хакама. Одну ногу мужчина поставил на пенек, рядом лежит собранный спелый картофель батат, завернутый в тростник. На поясе подвешено сагэмоно (яп. «подвешиваемая вещь»), состоящее из кисета и курительной трубки в чехле.
Колосья проса — весьма распространенный мотив в японском искусстве. Зрелые колосья символизировали достаток и богатство. Не случаен и образ перепелки, ведь эти птицы, сидящие на снопах проса, отражали представления японцев о «малой родине» и отчем доме.
В дно подставки вмонтирована прямоугольная пластина с двумя выгравированными иероглифами «京亭», которые читаются как «Кётэй».