Окимоно «Девушка с веером»
Мастер Гэнрюсай Сэйя (яп. 源龍斎 誠谷)
Япония, Токио, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза, слоновая кость; литье, гравировка, патинирование;
резьба по слоновой кости, полировка, тонирование
Высота 21,2 см
С экспертным заключением
Окимоно изображает молодую девушку, исполняющую традиционный японский танец нихон-буё с веером. Девушка присела на колено, правая рука приподнята вверх, в левой она держит складной веер сэнсу. Тело девушки полностью выполнено из бронзы, в то время как руки, ступни, голова фигуры и веер — из слоновой кости. Волосы красавицы уложены в варэсинобу, или момоварэ, — высокую прическу незамужней девушки, которую до сих пор носят ученицы гейш майко. Прическа украшена цветком лилии.
Танцевальный веер — важный символ традиционных японских танцев нихон-буё, для которых необходимы более прочные веера, чем обычные складные сэнсу. Большинство таких танцев не требует перемещений по комнате: исполнять их можно даже на одном квадратном метре. Однако поверхность, на которой исполняется нихон-буё, должна позволять скольжение, поэтому для танца необходима либо комната, выстланная татами, либо специально подготовленная сцена.
Главную роль в танце играют плавные движения ног, рук и головы; периодически танцующие застывают в определенных позах, чтобы затем мягко продолжить движение. Благодаря такой технике исполнения традиционные японские танцы ценятся в первую очередь за счет своей эстетики.
На дне произведения отлиты три иероглифа в прямоугольном картуше «誠谷鋳», читающиеся как «Сэйятю:» — «отлито Сэйя». Это печать известного токийского мастера художественного литья Гэнрюсая Сэйя (яп. 源龍斎誠谷), создававшего свои произведения из бронзы на экспорт, декорируя их полихромным патинированием, искусно сочетающимся с традиционными японскими приемами гравировки по металлу. Сэйя добился признания благодаря своим натуралистичным произведениям анималистического жанра, кроме того, он был известен своими скульптурами, изображающими воинов и легендарных японских персонажей. В данном случае мастер Гэнрюсай Сэйя создал произведение в сотрудничестве с кем-то из резчиков по слоновой кости. Имя последнего, к сожалению, осталось неизвестным, но работу отличает высокое качество обработки поверхности кости.