Окимоно «Девушка с зонтиком и пионом»
Мастер Тамура Госин (яп. 田村互寘)
Япония, Токио, поздний период Мэйдзи (1868–1912) — период Тайсё (1912–1926)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование
Высота 42,6 см
С экспертным заключением
Окимоно изображает молодую красавицу бидзин с зонтиком и цветком пиона. Она одета в кимоно, соответствующее моде периода Мэйдзи: так, пояс оби завязан двойным узлом нидзюдайко, что характерно только для этого периода. Кимоно девушки украшено цветами глицинии и бумажными полосками бумаги тандзаку с написанными на них стихотворениями. Традиционную прическу украшает заколка кандзаси со скульптурным цветком хризантемы и свисающей кисточкой. На поясе украшение оби-кадзари — подобие брелока, прикрепленное к узкой длинной пластинке, заправлявшейся за оби.
Девушка обута в окобо — сандалии на высокой платформе, размеры которой достигали 10–12 см. Эта обувь имела полость для создания особого звука при ходьбе, а ее подошву чаще всего изготавливали из дерева павловнии. Носили окобо молодые девушки, которые хотели казаться выше ростом.
На обороте подставки выгравирована подпись из двух иероглифов «互寘», которые читаются «Госин». Рядом расположена печать с четырьмя иероглифами «日本紅屋» (Нихон Бэния), что переводится как «Япония, Бэния».
Произведение создано мастером Тамурой Госином (яп. 田村互寘), который являлся активным участником Токийской ассоциации скульпторов с 1904 по 1922 год, практически со времени ее основания и до самого конца. В 1923 году в Японии случилось Великое землетрясение Канто, которое разрушило Токио — основной центр производства окимоно — и портовый город Иокогаму, через который эти произведения вывозили на Запад. В результате трагедии была приостановлена зарубежная торговля, и Токийская ассоциация скульпторов уже не восстановилась.
Тамура Госин также известен как учитель Кикути Годо (яп. 菊地互道) — известного резчика, который создавал исключительно окимоно с образами утонченных красавиц.