Войти / Регистрация

Шкатулка в виде божества Дарумы

Лот №63
Закрытие лота: 24.11.2022
Эстимейт: 500 000 - 600 000 

Мастерская Комаи (атрибутировано)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Железо, золото, серебро, медь, сплавы; литье, шлифовка, инкрустация, патинирование
Высота 5,5 см
С экспертным заключением

Декоративная шкатулка в виде божества Дарумы выполнена из железа и декорирована инкрустациями в техниках нуномэдзоган и такадзоган (высокий рельеф). Лицо божества выполнено из красно-коричневой очищенной меди акаганэ и инкрустировано в тело произведения. Глаза Дарумы созданы из серебра, зрачки — из японского сплава сякудо (сплав из меди, олова, свинца и золота, имеющий глубокий черный с лиловым отливом цвет). Крышка шкатулки закрывается на запорную скобу, которая входит в зацепление и таким образом удерживает ее закрытой. Божество Дарума изображен в виде куклы-неваляшки, закутанной в монашеское одеяние, которое, в свою очередь, украшено инкрустацией в виде орнамента каракуса («китайская трава») с вплетенным в него трилистником павловнии — символом удачи и благоволения богов. Сверху божество укрывает накидка, покрытая золотом.

Божество Дарума (Бодхидхарма) — основатель буддийской школы дзен, живший в начале VI века. Изображения божества Дарумы чрезвычайно популярны в Японии из-за того, что в японской мифологии Дарума — это божество, приносящее счастье, заступник и исполнитель желаний своего хозяина. В Японии существует традиция изготовлять кукол-неваляшек, олицетворяющих Бодхидхарму. У куклы Дарумы отсутствуют руки и ноги. Объясняется это легендой о том, что Бодхидхарма провел девять лет в неподвижной медитации в пещере и у него отнялись руки и ноги, но он не прекратил медитировать. Изображение Дарумы напоминает русскую куклу-неваляшку. Считается, что кукла Дарума исполняет желания ее владельца и имеет назидательный смысл — пожелание быть постоянным в своих стремлениях, как Бодхидхарма.

Данная шкатулка — редчайший по форме образец работы японских мастеров по металлу периода Мэйдзи. Произведение не подписано, вероятно ввиду своей миниатюрности, но, скорее всего, было выполнено в мастерской Комаи, специализирующейся в период Мэйдзи на создании декоративных произведений из железа, украшенных инкрустацией нуномэдзоган.

Произведение демонстрирует оригинальный декоративный стиль инкрустации мягких драгоценных сплавов в более твердый металл, а также высочайший технологический уровень мастеров по металлам периода Мэйдзи.

Предмет музейного значения.