Ваза в стиле сацума с изображением мифических животных
Мастер Кодзан (яп. 光山)
Япония, Сацума, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса; глазурь кракле, надглазурная полихромная
роспись железными красками и эмалями, золочение
Высота 20,5 см. Диаметр 13 см
С экспертным заключением
Сосуд выполнен из высококачественной керамики, покрытой мелко кракелированной кремовой глазурью (узором тонких трещинок), и искусно расписан эмалями, железными красками и позолотой. Произведение выполнено в сацумском стиле и относится к образцам экспортных японских изделий периода Мэйдзи, предназначенных для оформления богатых европейских интерьеров того времени.
Сосуд имеет шарообразную форму с узким горлышком, оканчивающимся круглым валиком вокруг устья и узкой расширяющейся книзу кольцевой ножкой. Декор вазы отличается яркой нарядностью, свойственной изделиям в стиле сацума. Центральная композиция — развернутое изображение фантастических животных, выполненное на манер горизонтального свитка. Горло и оплечье, ножка и низ тулова вазы сплошь украшены поясами традиционных орнаментальных узоров.
На донце вазы имеется печать художника, расписавшего данное произведение, состоящая из двух иероглифов «光山», читающихся как «Кодзан». Произведение относится к классическому стилю сацумской росписи, существовавшему в провинции Сацума в конце XIX — начале XX века. Данный стиль сложился во второй половине XIX века и стремительно распространился по всему миру. Ошеломляющий успех ждал сацумские произведения на международных выставках в Париже (1878), Лондоне (1880), Нью-Йорке (1889), Вене (1873), Амстердаме (1883), Филадельфии (1876), Сиднее (1878) и Сент-Луисе (1904). Роспись произведений сацума отличается высоким художественным уровнем исполнения и демонстрирует мастерство художников, владеющих различными приемами живописи на керамике. Особую изысканность декору придает деликатное введение обильной позолоты, в применении которой мастера сацума достигли настоящей виртуозности.
Декор произведения отличается богатым содержанием с символическим и благопожелательным подтекстом и является компактным отражением богатой культуры и мифологии Японии. На вазе изображены японские мифические существа: единорог кирин — вестник благоприятных событий, надежный страж — китайский лев карасиси, дракон — символ вселенской гармонии и мироздания, птица мира и процветания Хо-о и черепашка долголетия миногамэ с длинным хвостом. Среди животных расположены символы счастья — пламенеющие драгоценные жемчужины, исполняющие все желания, мифический цветок карабана, буддийские облачка и другие.
Произведение выполнено на высоком художественном и технологическом уровне в провинции Сацума в конце 1880-х годов и отличается высокой историко-культурной ценностью и прекрасной сохранностью.