Войти / Регистрация

Ваза в стиле кё-сацума

Лот №70
Закрытие лота: 24.11.2022
Эстимейт: 300 000 - 350 000 

Мастерская Кинкодзан (яп. 錦光山)
Япония, Киото, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса, подглазурный кобальт, надглазурная полихромная живопись
железными красками, эмалями и золотом
Высота 19 см
С экспертным заключением

Произведение представляет собой декоративную вазу овоидной формы с расширением к ножке, узкое горло оканчивается небольшим раструбом. Декорировано в комплексной технике, сочетающей роспись железными красками, полихромными эмалями и позолоту по окрашенной темно-коричневым кобальтом и кракелированной поверхности кремовой глазури.

Тулово вазы украшено двумя большими сердцевидными изобразительными картушами среди орнаментов из шестиугольников кикко («панцирь черепахи»). Живописные панно выполнены на темы «битвы самураев» и «благородные занятия женщин», которые были очень популярны в живописи и гравюре укиё-э того времени.

Произведение выполнено в стиле кё-сацума, т. е. «киотская сацума». Предметы кё-сацума принадлежат к лучшим образцам японской керамики, создаваемой на экспорт в конце XIX — начале XX века.

На донце вазы расположена марка из четырех иероглифов 錦光山造 (Кинкодзан дзо). Художники мастерской Кинкодзан в конце XIX века стали родоначальниками типа декора, который позднее распространился в другие мастерские: сочетание подглазурного кобальта глубокого синего цвета с декором золотом и резервами с полихромной живописью. Этот роскошный парадный декор изделий Кинкодзан заслужил самую высокую оценку за рубежом. Несмотря на сложность датировки сацумских изделий, такие работы можно отнести к самому концу XIX и началу XX века — отдельные предметы были выставлены на Всемирной выставке в Сент-Луисе, проходившей в 1904 году.

Живопись на вазе характеризуется многообразием технологических приемов, при помощи которых художники мастерской Кинкодзан демонстрируют все богатейшие возможности эмалевых, железных и золотой красок. В композиции сочетаются полупрозрачные мазки эмалевидных красок нежных тонов и более плотные, пастозно наложенные и декорированные золотом, создающие вместе сложную рельефную вибрацию поверхности. Особенностью стиля кё-сацума является активная роль золота, усиливающая декоративное звучание изделий. Оно наносится в различных техниках: послойно, распылением, а также выпуклыми контурами, оттеняющими живописные фрагменты.

Мастерские Кинкодзан широко известны во всем мире. Их произведения находятся в крупных музеях мира: Токийском Национальном музее, Киотском музее современного искусства, в Британском музее, в Российском Государственном Эрмитаже и др. В известных частных собраниях: в коллекции японского искусства Семейного Траста Кибо, основанного профессором Нассером Халили (Nasser D. Khalili) — знаменитым британским миллиардером и меценатом иранского происхождения, в коллекции Мурата Масаюки — куратора и владельца частного музея «Киёмидзу Саннэндзака Бидзюцукан» в г. Киото, экспонирующего произведения декоративного искусства конца периода Эдо — периода Мэйдзи, и других.

Ваза отличается высоким художественным и технологическим уровнем исполнения. Особую изысканность декору придает нежная колористическая гамма и нанесение обильной позолоты на предмет, органическое сочетание письма тончайшей кистью и ювелирная отточенность в передаче лиц персонажей и костюмов. В применении позолоты мастер достиг подлинного искусства: нитяные мазки, рельефные капли, тиснение, специфическое переплетение золота и красочного слоя методом распыления мельчайших капелек.

Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art: Meiji no Takara / Treasures of Imperial Japan: Ceramics Part One: Porcelain (The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art. Vol. 5). London, 1995. № 160.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 — 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 4. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 114–130.