Парные вазы в стиле сацума
Мастер Накамура Байкэй (яп. 中村楳渓)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса; глазурь кракле, надглазурная полихромная роспись железными красками и эмалями, золочение
Высота 12 см
С экспертным заключением
Миниатюрные парные вазочки выполнены из керамики в стиле сацума и украшены многофигурными изображениями военной баталии с одной стороны и светских гуляний с другой стороны. Одинаковые по форме парные ручки смоделированы в форме, напоминающей ключи хояку (яп., буквально «волшебный ключ», т. е. ключ от всех дверей) из двенадцати предметов доброго предзнаменования такара-дзукуси (яп., «набор драгоценностей»). Орнамент на горле, ножке ваз и между изобразительными картушами включает стилизованные растительные и геометрические узоры.
На донце каждой из ваз имеются овальные картуши, где на черном фоне золотом написаны два иероглифа «楳渓», читающиеся как «Байкэй». Это подпись известного мастера Накамуры Байкэя (яп. 中村楳渓), создававшего великолепные произведения из керамики в стиле сацума. Его роспись получила самую высокую оценку, в том числе за границей. Все произведения мастера — это небольшие предметы сложной формы с тончайшей росписью. В работах мастера видно внимательное отношение к мельчайшим деталям произведений.
Годы жизни, место работы и другие подробности жизни автора неизвестны. Сохранилось одно произведение с росписью Накамуры Байкэя, сделанное, судя по штампу, в киотской мастерской Тайдзан. Велика вероятность, что мастер занимался росписью в Киото (изделия керамической мастерской Тайдзан использовались мастерскими по росписи в Кобэ, Иокогаме, Токио и других городах, поэтому нельзя утверждать это с уверенностью). Существуют примеры работ, на донышке которых, помимо имени, очень мелкой скорописью написана история создания произведения.
Вазы, расписанные Накамурой Байкэем, отличаются прекрасной техникой исполнения, сочетающейся с великолепным художественным стилем. Поразительно количество росписи на сравнительно небольшом предмете, на котором художник смог разместить и декоративно-выразительный классический тканевый орнамент, и живописный пейзаж с лодочками, на фоне которых разворачивается битва самураев с невероятным количеством идеально прописанных миниатюрных изображений воинов в полном обмундировании, а также пруды с постройками на воде, вокруг которых гуляют горожане периода Эдо.
Аналогии: Impey O., Fairley M. The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art: Meiji no Takara / Treasures of Imperial Japan: Ceramics Part One: Porcelain (The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art. Vol. 5). London, 1995. № 157.