Войти / Регистрация

Ваза в форме ромба

Лот №72
Закрытие лота: 24.11.2022
Эстимейт: 350 000 - 400 000 

Мастерская Сидзан (яп. 司山)
Япония, Кобэ, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса, глазурь кракле, надглазурная полихромная живопись железными красками, эмалями и золотом
Высота 16 см
С экспертным заключением

Произведение является образцом японской керамики периода Мэйдзи, декорированным в комплексной технике, сочетающей роспись железными красками, полихромными эмалями и позолоту по кракелированной поверхности кремовой глазури. Это небольшая декоративная ваза в форме ромба на четырех миниатюрных ножках с коротким широким горлом. Произведение выполнено в стиле сацума и относится к образцам экспортных японских изделий периода Мэйдзи, предназначенных для оформления дорогих европейских интерьеров.

На каждой из двух граней вазы развернуто изображение пейзажа. С одной стороны — отель-купальня на берегу горной реки с мостом. Пейзаж напоминает старейший отель с горячими источниками в Японии «Сэкидзэнкан», построенный в 1691 году на берегу реки Араю в густом сосновом лесу. Район горячих источников местности Сима, в котором расположен отель, был первым районом в Японии, определенном как оздоровительный курорт, а высокое качество воды из горячих источников настолько хорошо известно, что это также упоминается как «лекарство от 40 000 болезней» («Сима» означает 40 000 на японском языке).

На обороте — изображение пышно цветущей хризантемы на скалистом берегу реки с плавающими в воде рыбками аю (пресноводными форелями) и порхающими бабочками.

На донце вазы имеется прямоугольная марка, где на черном фоне золотом выполнены четыре иероглифа «司山製造», что в переводе означает «создано Сидзан». Имя Сидзан встречается в подписях в нескольких вариантах: «司山», «司山製», «司山製造», «布引長江司山», «大日本神戸司山». Вероятно, все эти подписи принадлежат Нагаэ Сидзану (яп. 長江司山) — торговцу из Кобэ, занимавшемуся продажей керамики сацума. Годы его жизни и другие биографические подробности неизвестны. Можно предположить, что он также занимался добычей керамического сырья в месторождении в Кобэ и, судя по всему, имел свою мастерскую средних или даже больших размеров. Произведения мастерской Сидзан — это высококлассная керамика с самыми разными вариантами росписи: пейзажи, цветы и птицы, бабочки, японские обычаи, геометрический орнамент и спиралевидные узоры и пр. В этих работах виден подчеркнуто оригинальный стиль росписи с преобладанием золотого и черного цветов.

Ваза, декорированная столь высочайшим качеством живописи, отличается великолепной сохранностью. Следует отметить, что форма вазы в виде ромба не свойственна для традиционного японского искусства и является достаточной коллекционной редкостью.

Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art: Meiji no Takara / Treasures of Imperial Japan: Ceramics Part One: Porcelain (The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art. Vol. 5). London, 1995. № 159.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 — 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 4. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 195.