Ваза в стиле ё-сацума с изображением глициний
Мастерская Кинкодзан (яп. 錦光山)
Япония, Киото, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса, подглазурный кобальт, надглазурная полихромная живопись железными красками, эмалями и золотом
Высота 24 см
С экспертным заключением
Произведение представляет собой декоративную вазу в форме китайской ритуальной чаши для вина гу — высокого узкого сосуда, слегка расширяющегося к основанию, с сужением посредине и сильным расширением кверху. Орнаментальная роспись по кобальту выполнена золотом. В прямоугольных резервах золотом, эмалевидными и железными красками изображена живопись на классические японские сюжеты «цветы и птицы». На одной из сторон вазы — нежные соцветья фиолетовой и белой глицинии, свисающие с ветвей над цветущими разноцветными хризантемами разных сортов. На другой стороне — фазан кидзи среди крупных китайских пионов, символизирующих богатство. На дальнем плане возвышаются ростки бамбука.
На донце вазы — печать из четырех иероглифов «錦光山造» (Кинкодзан дзо), что переводится как «сделано Кинкодзан». Печать означает, что произведение было создано в киотской мастерской Кинкодзан (яп. 錦光山).
Произведение отличается высоким художественным уровнем исполнения, находится в прекрасной сохранности и принадлежит к лучшим образцам японской керамики кё-сацума. Особую изысканность декору придает органичное сочетание письма тончайшей кистью и ювелирная отточенность в росписи золотом по кобальтовому фону.
Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art: Meiji no Takara / Treasures of Imperial Japan: Ceramics Part One: Porcelain (The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art. Vol. 5). London, 1995. № 160.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 — 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 4. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 114–131.