Войти / Регистрация

Рамка

Лот №20
Закрытие лота: 24.05.2023

Россия, Москва, 1899–1908 гг.
Фирма «К. Фаберже», московская мастерская
Многоцветное золото, серебро, рубины, жемчуг
10,1 × 7 см
Клейма: «К. Фаберже» под двуглавым орлом, знак удостоверения «56», знак удостоверения в виде женской головки в кокошнике, обращенной влево, с нечитаемыми инициалами, вероятно управляющего Московским пробирным управлением И. С. Лебёдкина

Представленная рамка — один из наиболее ярких предметов, произведенных московским отделением фирмы. На фоне из белой с голубизной прозрачной эмали, нанесенной на покрытое гильошировкой основание, расположена роскошная цветочная гирлянда из многоцветного золота, в которую искусно вписаны три рубина огранки кабошон, еще два рубина украшают низ рамки. Край рамки сложной формы оправлен тонким, тактично гравированным золотым ободком, место для фото окружено рамкой из полужемчужин, что является очень характерным приемом украшения изделий фирмы Фаберже. Основой ассортимента московского отделения были т. н. «посудные» вещи из серебра, но производство ювелирных изделий было также развито, и качество их нисколько не уступало работам петербургских мастеров. Московское отделение больше работало в стилистике русского романтизма или ар-нуво; предметов, исполненных в классических европейских стилях, очень популярных в Санкт-Петербурге, было сравнительно немного. Однако отдельные образцы, подобно представленной рамке, показывают, что московские ювелиры вполне справлялись с работой в стилистике, столь ценимой питерской клиентурой.

Московская серебряная фабрика фирмы Фаберже была основана в 1890 г., но ювелирная мастерская фирмы под руководством петербургского золотых дел мастера Оскара Пиля (1860–1897) была создана в 1887 г. Спустя десятилетие, в 1896 г., в ней трудились 38 человек. О. Пиль, работавший ранее у своего тестя Августа Хольмстрёма, использовал фамильные секреты работы с прозрачной эмалью. После смерти О. Пиля ювелирную мастерскую возглавлял мастер-эмальер Генрих-Густав Готтфридович Яр, а с 1902 по 1917 г. — петербургский золотых дел мастер Артур Мицкевич, специалист по изготовлению эмалевых портсигаров, ранее пять лет работавший у Болина и пять лет у Фаберже и реализовавший в Москве накопленный в Петербурге опыт эмалирования.