Портсигар
Россия, Москва, 1915–1916 гг.
Фирма «К. Фаберже», московская мастерская
Серебро, позолота, рубин, бриллиант, сапфир
11,2 × 8,3 × 1,8 см
Клейма: «К. Фаберже» под двуглавым орлом, клеймо-тройник Московского пробирного управления с цифрами пробы «84», женской головкой в кокошнике, обращенной вправо
Номер фирмы Фаберже: 26659
Изготовленный в московском отделении фирмы, портсигар выдержан в популярной в этом городе стилистике русского национального романтизма. При этом фигурка боярина выполнена с учетом тенденций ар-нуво, крупными импрессионистическими «мазками». Скульптор, готовивший форму, был явно знаком с новейшими направлениями в искусстве. Фирма Фаберже, пожалуй, единственная среди современников могла позволить себе не тиражировать подобные высокохудожественные изделия. Мастера попроще, заказав скульптору подобную работу, обязательно выпускали предметы значительной партией, ведь главной частью производственных затрат как раз и было изготовление модели.
Представленный портсигар интересен еще и как почти уникальное свидетельство, иллюстрирующее послереволюционную судьбу сокровищ Фаберже. После революции глава фирмы был вынужден закрыть магазины и производство. Значительная часть предметов из московского магазина была конфискована советской властью, и лишь немногие из них владельцу удалось спрятать, например у своих бывших сотрудников (как знаменитый клад на Солянке). Сыновья Фаберже, оставшиеся в эмиграции почти без средств к существованию, прилагали значительные усилия по истребованию своих предметов у доверенных лиц. Однако бóльшая часть этих хлопот оканчивалась неудачей: кто-то не отдавал вещи, у кого-то их конфисковали новые власти, кто-то пропал без вести или умер. Значительная же часть ассортимента, оставшегося в петроградском магазине, оказалась вовлечена в захватывающую детективную историю. Уезжая в эмиграцию, Карл Фаберже сдал свой особняк швейцарской миссии под посольство, надеясь защитить его при помощи дипломатической неприкосновенности. Часть товаров из своего магазина он оставил на хранение в посольстве, то есть в своем собственном доме. Было составлено две расписки, одна формальная (на сумму в 100 000 рублей), другая — на фактическую стоимость вещей (на 1 603 614 рублей). Последняя расписка находилась у главного мастера фирмы Фаберже Франца Бирбаума и была изъята у него во время ареста Чрезвычайной комиссией в 1920 г. В конце октября 1918 г. собственность Фаберже в виде семи саквояжей, вместе с двадцатью саквояжами, принадлежащими швейцарской миссии, была вывезена из дома Фаберже, оснащенного серьезными запорами и сейфами, в менее приспособленное помещение посольства Норвегии под охраной двух швейцарских студентов. Аргументировали это получением информации о готовящемся нападении на посольство. В целом информация подтвердилась, нападение состоялось. Только не на посольство Швейцарии, а на гораздо менее защищенное посольство Норвегии. Саквояжи с имуществом Фаберже пропали. Бóльшая часть предметов так никогда и не появилась на публике, только два-три предмета из этой партии удалось выявить к настоящему времени.
Представленный портсигар — один из них. Читателей вряд ли удивит, что происходит он с безымянной швейцарской продажи… В описи предметов, переданных на хранение в швейцарскую миссию, упомянут номер данного портсигара; единственное, что он там ошибочно назван золотым, что неудивительно, принимая во внимание густую позолоту, полностью покрывающую портсигар как изнутри, так и снаружи, а также экстраординарные обстоятельства, в которых составлялась опись. Все многолетние попытки потомков Карла Фаберже получить компенсацию от правительства Швейцарии остались безуспешными.